Итоговое занятия по обучению грамоте «Проделки Деда Грамотея»
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.
Закрепить знание гласных и согласных звуков.
Совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.
Материалы: Сундучок с пятью замками, письмо от Деда Грамотея, ключи с заданиями, картинки на загадки: шар, радуга, бабочка, лук, жук, лиса; мяч; картинки красного и синего домиков, буквы, поощрительные призы (медальки от Деда Грамотея).
Организационный момент:
Утром встали малыши.
На занятия пришли.
Вам мы рады как всегда!
Поздоровайтесь, друзья!
Ход занятия:
-Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим от кого же оно, откроем и прочитаем.
«Дорогие дети! Пишет вам Дед Грамотей из страны Грамматики! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас сундучок с наградами. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
|
|
Дед Грамотей.
-Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.
- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
-А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Взрослый вынимает ключ из-за зеркала)
-А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1
-Дед Грамотей решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как, в стране Деда Грамотея живут звуки и буквы, вспомните, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
|
|
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).
- Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э).
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
- Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
«вставляем» ключ в первый замок)
Задание 2.
-Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание).
У Деда Грамотея разбежались буквы и теперь не могут найти свои домики. Поможем им попасть в свои домики? (На полу лежат буквы, дети берут по букве и помещают возле красного и синего домика).
Хорошо, с этим заданием справились! («Вставляем» ключ во второй замок)
-Ну что готовы к следующему заданию?
Задание №3
-А задание такое: поиграть в игру ««Назови признаки».
В стране у Деда Грамотея живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Однажды он забыл про них, начал вспоминать, но ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Дедушке!
«Назови признаки»
- Матрешка из дерева…(деревянная)
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-Дом из кирпича…
-Ваза сделанная из стекла…
-Сок из яблок…
-Игрушка из резины….
Кораблик из бумаги…
Прочитай слова, объедини их в пары по количеству слогов.
Маша, сам, мухомор,сом, Саша,, хорошо.
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)
-Ну, а чтобы нам найти Четвёртый ключик, отгадаем ещё одну загадку
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед? (Цветок)
-Ищем ключ там, где у нас цветы.
- А задание здесь такое:
- Нам нужно отгадать загадки, и определить сколько слогов в слове.
(дети отгадывают загадку, находят картинку с отгадкой и прохлопывают слово).
1.Лёгкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый - он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть. (Шар)-1(выложите это слово из разрезной азбуки и сделайте звуковую схему).
2.Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое! (радуга)-3
3.Сидит дед - во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)-1
4.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)-3
5.Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский..(жук)-1
6.Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов? (Лиса)-2 (составьте звуковую схему).
7.Он зелёный, полосатый,
Внутри алый и крупчатый.
Всем приятен он на вкус...
Как зовут его? (Арбуз)-2
-Молодцы, справились с четвёртым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже четыре замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.