Л.Стерн “Жизнь и мнения Т. Шенди, джентельмена” как антироман

Противоречивость романному жанру в произведении Стерна начинает проявляться ещё в названии. Так классические романы называются “Жизнь и приключения...”, в то время как роман стерна называется “Жизнь и мнения…”. Можно сделать вывод, что в классических романах, исходя из названия, упор делается на раскрытие персонажей через их действия, Тристрам же должен раскрываться через свои внутренние переживания. Здесь, кстати, можно проследить тенденцию сентиментализма, в котором мир рассматривается через призму переживаний главного персонажа.

Вышеприведенная идея подтверждается самой композицией романа, в которой действительно упор сделан на мнения Тристрама. События приводятся лишь для того, чтобы описать его отношения к ним и через это раскрыть его личность. Да и сами события незначительны для окружающих, важны лишь Тристраму, взять хотя бы множественное возвращение к родам Тристрама.

Более того, центром этого романа являются не какие-либо действия, совершаемые Тристрамом в настоящий момент, но описание его биографии и случаев из жизни его близких, вспоминаются отсылки на несчастную судьбу дяди Тоби.

Получается, что основным местом действия романа становится внутренний мир Тристрама, в котором его мнения приобретают всё более и более оформленный вид, разве это не сентиментализм?

Также нарушено в строении романа классическое представление о пространстве и времени. Так есть две временных линии в романе. Описывается зачатие Тристрама и история его родов, после чего описываются несколько месяцев его жизни. Следующая линия ещё более медленна, она является основной, она описывает настоящее и медленна она потому, что именно она прерывается множественными подробными описаниями второстепенных с точки зрения романа, но первостепенных для развития персонажа Тристрама событий. По логике романа, повествование должно было вестись с момента рождения самого Шенди, но для сентиментализма важны как раз-таки те самые вставки в романе. Из-за всего этого возникают коллизии, при которых какое-либо событие может быть одновременно настоящим, прошлым и будущим. Это обусловлено тем, что Стерн пытался в один миг жизни Тристрама объединить события, которые повлияли на этот самый миг.

Да и всем этим роман не предстаёт перед читателем, как нечто готовое - постепенным знакомством с Тристрамом читатель совместно с автором создаёт роман, совместно с ним выводит мнения Тристрама.


 


Л. Стерн “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии” как пример литературы сентиментализма.

Главным персонажем этого произведения является второстепенный персонаж ещё из “Тристрама” - Пастор Йорик. Его имя является отсылкой к шекспировскому Йорику, что является указанием на шутовство и напоминание о смерти. При это сам Йорик является авторкарикатурой, в которой высмеивается доброта, порой приносящая вред.

Может показаться, что это произведение лишь путевые заметки, но форма указывает, что это не так - здесь нет характерного путевым заметкам описания местности, но здесь огромное количество описания разных эпизодов, которые могут быть разного размера (что не характерно заметкам). Более того, эти “заметки” порой расположены не в хронологическом порядке. Отчасти это напоминает “Тристрама”.

Вся это нехронологичность ещё и характеризуется тем, что за описанием каких-либо достойных поступков, следует описание ситуации, которая явилась предпосылкой этого, причём предпосылкой не самой благой. Опять-таки чувствуется высмеиванием автором собственных пороков, взять хотя бы то, что он не может держать себя в руках при виде очередной красивой дамочки, хотя он клялся в вечной любви некоей Элизе.

Также выводится и общая черта между “Тристрамом” и “Путешествием, заключается она в том. что в произведениях важны не сами события, а то, как персонажи их воспринимают. Как и в случае с Тристрамом, читатель погружается внутрь персонажа, последовательно созидая его личность, через её переживания по поводу пережитого. Да и форма произведения тоже заставляет самого читателя задуматься над тем что происходит и порой додумать то, что происходит с главным героем, взять хотя бы то, что концовку этого произведения даже нельзя назвать открытой, она просто нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: