Этапы обучения физическим упражнениям
Процесс физического обучения состоит из нескольких этапов. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать следующую последовательность этапов:
ознакомление;
разучивание;
закрепление и совершенствование;
профилактика и коррекция ошибок.
Ознакомление - представляет собой процесс демонстрации и объяснения упражнения |
Упражнение надо показывать до тех пор, пока занимающиеся полностью не поймут технику его выполнения.
Для облегчения восприятия используют замедленный темп выполнения упражнения.
Разучивание - это процесс, направленный на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. |
Эффективность разучивания определяется следующими факторами:
уровнем физической подготовки обучаемых;
сложностью упражнения;
педагогическим мастерством преподавателя;
наличием необходимых условий для выполнения упражнения;
уровнем мотивации обучаемых.
Закрепление и совершенствование выполнения упражнения ставит своей целью успешное завершение процесса обучения новому упражнению. |
Этот этап характеризуется постепенным увеличением нагрузки и различными усложнениями.
Этап закрепления можно проводить в форме соревнования для стимуляции максимальной выкладки спортсменов и создания условий для проявления инициативности.
Профилактика и коррекция ошибок — необходимый компонент процесса обучения, направленный на обеспечение безопасности физической деятельности.
Плотность занятия - это показатель эффективности использования времени тренировок, определяемый как отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему времени занятия.
Плотность занятий:
Различают 2 вида плотности занятия:
моторная плотность - это время, затраченное только на выполнение упражнений; | общая плотность включает в себя также время на объяснение упражнений, переход от одного спортивного снаряда к другому и т. д. |
Физическая нагрузка
Физическая нагрузка - это количественный показатель воздействия упражнений на функциональную деятельность организма. Она определяется интенсивностью и объемом. | |
Интенсивность физической нагрузки - это отношение количества упражнений повышенной сложности к общему числу упражнений за определенный промежуток времени. | Объем физической нагрузки - совокупность всех упражнений, выполняемых каждым учеником. |
Физическую нагрузку увеличивают постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Существует следующие методы повышения нагрузок:
непрерывный - начинается с небольшой нагрузки и с каждой последующей тренировкой она непрерывно и постепенно растет. Применяется при небольших сроках обучения и однородном составе обучаемых;
ступенчатый - на протяжении нескольких тренировок нагрузка неизменна, а затем возрастает. Осуществляется в группах с различным уровнем подготовленности занимающихся;
волнообразный - заключается в периодических колебаниях величины нагрузки. Сначала она медленно увеличивается от занятия к занятию, затем, достигнув определенного уровня, начинает снижаться. Это позволяет восстановить силы и лучше овладеть техникой выполнения упражнений. Затем все это повторяется на другом уровне.