Анализ понятия «юридическое лицо»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………….…………………….……….…………..….3

1. Понятие «Юридическое лицо» ……………………...…………….…………...7

1.1 Термин «юридическое лицо»………………………………...…………………7

1.2 Деятельность юридических лиц………………………………………………...8

2. Собственность муниципальных образований …………….………….....…..12

2.1 Понятие собственности муниципальных образований……………………….12

2.2 Бюджет муниципального образования……………………………………......13

3. Особенности участия муниципальных образований в гражданском обороте ……………………………………………...………………………......…..17

3.1 Основания участия муниципальных образований в гражданском обороте…17

3.2 Имущественные обязательства муниципальных образований в гражданском обороте………………………………………………………………………………20

3.3. Деятельности органов муниципальных образований в экономической сфере……...........................................................................................................……25

Заключение …..……………………………………………………………….……29

Библиографический список ……….……………………….………….…...…….32

 


 


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность данной темы видно особенно ярко в данный момент, когда дальнейшая судьба института «Муниципального права» - неясна. Вопрос участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях стоит остро с момента вступления в законную силу нормативно правовых актов регулирующих данную отрасль права в Российской Федерации. В соответствии со ст.124 Гражданского Кодекса Российской Федерации[1], Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с главой 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации муниципальные образования имеют выступать в гражданских правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством. В данных правоотношениях они действуют на равных с иными участниками гражданских правоотношений, таким образом муниципальное образование в полной мере обязано исполнять условия всех заключённых соглашений, однако не обязано нести ответственность за его неисполнение или нарушение, если иное не предусмотрено законом.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных Уровней - Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования

В термин «муниципальное образование» входит ряд территорий, таких как: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и другие, указанные в ст.2 ФЗ №131-ФЗ[2]. Для выполнения функций, возложенных законодателем на муниципальные образования, необходимо сотрудничество с различными субъектами права: от унитарных предприятий до физических лиц. В соответствии Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования наделены правами юридического лица, подлежащими государственной регистрации, для исполнения задач, поставленных перед ними в федеральном законодательстве и уставе муниципального образования.

Участвуя в гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают как в качестве заказчиков, так и в качестве исполнителей. Невозможно представить, чтобы в договорах участвовало муниципальное образование полностью, свои полномочия оно частично для заключения договора делегирует уполномоченным на то нормативными актами органам муниципальной власти. Участвуя в гражданских правоотношениях муниципальные образования не имеют каких-либо преференций и выступают в качестве юридического лица. Уполномоченные органы муниципальной власти вступают в гражданские правоотношения заключает соглашения, реализующие полномочия, указанные в уставе муниципального образования.

Ещё одним видом гражданских правоотношений в которых может принимать участие муниципальное образование – это возмещение. Убытки муниципальным образованием могут возмещаться ввиду неисполнения заключенных соглашений или издания актов, причинивших ущерб физическим или юридическим лицам. Признанные судом незаконные действия муниципального органа, причинившие вред физическому или юридическому лицу, влекут за собой возмещение ущерба данному лицу в объеме, установленном судом. Опять же следует подчеркнуть, что ответственность несёт не само муниципальное образование, а уполномоченный орган муниципального образования. 

Большинство исследователей, занимавшихся вопросом функционирования муниципального образования в гражданских правоотношениях сходятся во мнении, что законодателем урегулированы спорные моменты и действующая судебная практика поясняет все проблемы в взаимодействии физических и юридических лиц с муниципальными образованиями. Но нельзя не отметить, что полномочия муниципального органа власти на практике довлеет над полномочиями второй стороны договора в большинстве случаев. Так в Постановлении Президиума ВАС РФ №727/13[3]. Высший арбитражный суд (входящий в систему Верховного суда Российской Федерации с 2014 года) считает правомерными действия муниципального образования, отказавшему застройщику в выборе земельного участка, без проведения собственного рассмотрения.

Также следует отметить, что муниципальные образования, как учредители муниципальных унитарных предприятий, часто являются крупнейшими юридическими лицами в муниципалитете. Так муниципальное образование может выступать в роли учредителем унитарного предприятия, являющегося неоспоримым лидером в отрасли в своём регионе, чем в конце концов будет снижена конкуренция или же конкуренция исчезнет вовсе. С другой стороны, транспортное обеспечение население – одна из важнейших задач, стоящих перед муниципальными образованиями.

Муниципальные образования наряду с Российской Федерацией и субъектами Российской федерации являются основными участниками гражданских правоотношений, несущих на себе ряд обязанностей, установленных Законодательством РФ. Перед исследователем несомненно стоит затруднение в описании деятельности муниципальных образований из-за объёмов данного термина. Вступая в гражданские правоотношения муниципальные образования действуют в интересах населения определённого муниципального образование, что определяет характер всех соглашений на порядок выше, чем иных направленных исключительно на извлечение выгоды.. Особый статус муниципальных образований, как и особый статус Российской Федерации в договорных отношениях абсолютно оправдан и существует исключительно в целях соблюдения принципа «социального государства», закреплённого в Конституции РФ[4].

Анализ понятия «юридическое лицо».

1.1 Термин «Юридическое лицо».

Для осознания разбираемого вопроса необходимо обратиться к истокам. Рассмотрим основополагающий термин «Юридическое лицо».

При анализе данного понятия можно выделить признаки юридического лица. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово "признаки" употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.

Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например, филиалы и представительства иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.

Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности - достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.[5]

Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчинении органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.

Множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права.

Но одновременно значительно уменьшается риск их возможных потерь от участия в обороте. Ведь именно учредители (участники) управляют деятельностью созданного ими субъекта, а нередко прямо или косвенно участвуют в ней и тем самым в имущественном обороте, тогда как неблагоприятные имущественные последствия этой деятельности по общему правилу относятся на имущество этого субъекта (организации), а не на их собственное. В этом и состоит смысл конструкции юридического лица.

1.2 Деятельность юридических лиц

В результате объединения (отчуждения) части имущества учредителей появляется новый субъект права – собственник, являющийся не реальным физическим лицом, а неким искусственным (в этом смысле – «фиктивным») образованием, признаваемым, однако, законом особым, самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Более того, данный субъект в принципе продолжает существовать и в случаях ухода из общего дела одного, нескольких или даже всех учредителей (участников). Иначе говоря, его юридическая личность является вполне самостоятельной, независимой от личности создавших его лиц и не сводится к ней. Поэтому такой субъект выступает в обороте от своего собственного имени, а не от имени своих участников, и приобретенные им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его участникам. Этим в свою очередь предопределяется и необходимость возложения возможной ответственности по долгам этого субъекта на его имущество, а не на имущество его учредителей (участников).[6]

На таких принципах создавались первые классические юридические лица – торговые компании. Впоследствии категория юридического лица получила еще более широкое распространение и стала использоваться законом по отношению ко всякой самостоятельной организации, допущенной государством к участию в имущественном обороте, в том числе даже и к некоторым органам самого государства («юридические лица публичного права»). Ведь создание юридического лица может преследовать не только цель получения прибыли на вложенное имущество (в том числе лицами, не являющимися предпринимателями), но и цель материального обеспечения управленческой, научно-образовательной, культурно-воспитательной, благотворительной или иной общественно полезной деятельности (не предполагающей получение прямых доходов от нее).[7]

Но во всех ситуациях применение данной юридической конструкции связано с обособлением определенного имущества с целью ограничения имущественной ответственности (т.е. уменьшения риска участия в гражданском обороте) для его учредителей (участников). Следовательно, основными функциями (задачами), выполняемыми конструкцией юридического лица, являются ограничение риска ответственности его участников по долгам и более эффективное использование капитала (имущества), в том числе при его объединении учредителями (участниками).

Таким образом, юридическое лицо как субъект гражданского права по сути представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного учредителями имущества качествами «персоны» (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества (и личности) своих учредителей и дает возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте (т.е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей от своего имени, а не от имени своих учредителей или участников) под собственную имущественную ответственность перед кредиторами.

Поэтому никакое юридическое лицо не может нормально участвовать в гражданских правоотношениях, не имея реального имущества, обособленного от имущества его учредителей (участников), но зато после своего создания оно может выступать в обороте и при отсутствии участников, и даже при отсутствии учредителей. Подобным образом действуют, например, многие благотворительные и иные фонды. Рассмотрение юридического лица в качестве персонифицированного имущества объясняет и тот факт, что у него нет и не может быть никаких личных неимущественных прав, ибо даже его деловая репутация (п. 7 ст. 152 ГК) целиком обусловлена его участием в имущественных отношениях.

С другой стороны, необходимо отметить опасность этой конструкции для имущественного оборота: ведь одни его участники с помощью создания юридических лиц заранее ограничивают возможность своих имущественных потерь, тогда как другие по-прежнему отвечают перед потенциальными кредиторами всем своим имуществом. Это обстоятельство предопределяет необходимость законодательного закрепления, во-первых, строго ограниченного, исчерпывающего перечня (numerus clausus) видов (организационно-правовых форм) юридических лиц (с тем, чтобы исключить появление неизвестных и непонятных разновидностей, потенциально опасных для других участников оборота); во-вторых, жестких, императивных правил относительно наличия и состава их имущества (с тем, чтобы исключить появление в обороте «пустышек», заведомо не способных к самостоятельной имущественной ответственности по долгам).

Из сказанного становится очевидным, что категория юридического лица является гражданско-правовой, созданной для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота. Данная юридическая конструкция теряет смысл в публично-правовых отношениях, где правосубъектность организации никак не связана с ее имущественной обособленностью, ибо определяется совершенно иными задачами. Именно поэтому, например, правительство или парламент, будучи высшими органами публичной власти, сами по себе совершенно не нуждаются в признании их юридическими лицами (для материального обеспечения их деятельности обычно создаются специальные организации с правами юридических лиц), поскольку цели их создания и деятельности никак не предполагают их непосредственного участия в имущественных отношениях.

Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица. Согласно этому правилу участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: