Истоки авангардизма в России

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пензенский институт им. В.Г. Белинского

Кафедра «Изобразительное искусство и культурология»

Курсовая работа

по дисциплине «Культурология»

на тему «Русские корни авангардизма»

 

Направление подготовки - 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки – Изобразительное искусство

 

 

Выполнил студент: Стрелина А.А.

                                          Группа:17ЗНПИ41

                                                             Руководитель: доц. Рябова Г.Н.

 

                   Работа защищена с оценкой:_____________

                   Преподаватели:__________________

__________________

                   Дата защиты: __________________

 

Пенза, 2020 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Истоки авангардизма в России. ………………………………...………5

2. Характеристика основных течений в авангардизме……………...……7

3. Влияние русского авангарда на европейскую и мировую культуру…26

Заключение…………………………………………………….…………..28

Список литературы………………………………………………..………30

Введение

Тема авангарда ушедшее столетие 20 века, его изучение сложно и многозначного, но это один из самых достойных объектов. Даже в наш век всегда хочется оглянуться назад и попытаться охватить единым взором художественную культуру русского авангарда. Ведь он является парадоксальным и неоднозначным феноменом отечественной культуры. Его влияние встретило отблеск не только в области художественной, но во всей структуре эпохи, став формулированием нового опыта видения и понимания мира. В наиболее ценных образцах русского авангарда - в поэтическом творчестве интеллектуалов, в философско-литературных постижений обэруитов, в смелых художественных направлениях обнаруживается тенденция к поиску оригинальных способов выражения, связанная с процессом противостояния культурной формализации, создания пространства новых смыслов и содержаний. Парадоксальность авангарда проявляется как с точки зрения отношения к культуре и нахождения в культуре, так и с точки зрения продуцирования особого опыта мысли и языка.

Актуальность совокупно также с присутствием самых многообразных контекстов познания данной темы и с преобладающей тенденцией изучать авангард в качестве явления эстетического или художественного по-преимуществу. Тем не менее, выход за пределы узко направленного искусствоведческого подступа к авангарду может помогать пониманию и обнаружению базовых мотивов, как в самом авангарде, так и в отечественной культуре начала 20 столетия в целом. Авангардом принято называть многообразие открытий, происшедших в разных областях художественной деятельности (живописи, архитектуре, литературе, музыке и т.д.) с началом 1900-х годов и имевших общим принципом отказ от западноевропейской художественной традиции. Вопрос о возможностях познания и изучения авангарда в современной философии остается открытым.

Цель: изучить образ человека в искусстве авангарда.

Задачи:

1) Выявить основные истоки зарождения авангарда в России;

2) Рассмотреть развитие авангарда и появление новых направлений;

3) Выявить влияние направления русского авангарда на мировую культуру.

Объект исследования: история зарождения русского авангардизма.

Предмет: влияние направлений авангарда на культуру, ее продуктивность и последствия.

 

 

Истоки авангардизма в России.

Русский авангард – один из мировых символов русского искусства. Малевич, Татлин, Кандинский, Мейерхольд, Эйзенштейн, Шагал, Родченко – имена глобального масштаба. При всем своем огромном признании авангардное искусство продолжает оставаться предметом споров в публичном поле и полемики среди специалистов.

Термин «авангард» для нас совершенно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппози­ционность искусства - «левые художники», либо новизну искусства, его вре­менной вектор - будущники, футуристы. Слово «футуристы» было главным, потому что оно интернациональное: были, например, и италь­янские футуристы, их лидер Маринетти приезжал в Россию. А после револю­ции термин «футуризм» стал распространяться на всех левых художников, и, например, критик Абрам Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искус­ством новой России», имея в виду весь авангард.

Но прежде и история искусства не протекала с такой скоростью. Течения в ней как-то плавно сменяли друг друга, и если даже не плавно, то с понятной траек­торией, - а теперь она помчалась галопом. Что-то только что казавшееся новым резко объявляется отсталым: ведь авангарду, чтобы быть, нужен арьер­гард. Как писал Маяковский, «наш бог бег». Движение происходит в режиме постоянных открытий, и поэтому важно заявить свое первенство - «это мое, это я придумал», - чтобы инновацию не присвоили конкуренты.

Авангард - время манифестов и деклараций. Художники пишут их, пытаясь объяснить свое искусство и обосновать свое главенство и в конечном счете свою власть. Слово - бойцовское орудие, иногда булава, иногда кувалда. Но при этом редкий художник умеет писать ясно. Часто это, если воспользо­ваться выражением Хлебникова, «самовитое слово»: шаманское, доходящее порой до полной глоссолалии. А раз тексты манифестов загадочны, как заклинания, то смысл их во многом зависит от интерпретации тех, кто их читает.

Это совершенно новый тип поведения - вызывающий, нарочито грубый. Своего рода поэтика хамства, «маяковская» интонация - оскаленное «вам» и «нате». Конечно, в первую очередь принято эпатировать буржуа, чей вкус, чье отношение к искусству и вообще жизненные принципы заслуживают лишь пощечин. Скажем, в кафе «Бродячая собака» посетителей с деньгами, за счет которых заведение существует, пренебрежительно именуют «фармацевтами» и всячески третируют. Но не церемонятся и со «своими». Глава итальянских футуристов Маринетти говорил, что художнику необходим враг - манифесты итальянского футуризма и выдержаны в терминах войны. Историю русского авангарда тоже можно представить, как историю ссор и взаимных подозрений. Владимир Татлин даже днем плотно занавешивает окна своей мастерской, потому что ему кажется, что Малевич подглядывает и крадет идеи. Паранойя, конечно, но характерная. Ольга Розанова обвиняет Малевича в плагиате; она пишет: «Весь супрематизм - это целиком мои наклейки, сочетание плоско­стей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реаль­ных предметов, и после этого вся эта сволочь скрывает мое имя». Михаил Ларионов придумывает название «Бубновый валет», но в объединении с этим именем уже не будет ни его, ни его жены Гончаровой: случилась, как писали в газетах, «ссора хвостов с валетами». В начале 20-х годов Кандинский иници­ирует создание Инхука -московского Института художественной культуры, и совсем вскоре группа конструктивистов во главе с Александром Родченко оттуда его изгоняет. То же самое было в Витебске: Марк Шагал приглашает туда Эль Лисицкого, тот приглашает Малевича, после чего Шагалу приходится Витебск покинуть. Прежде ситуация конфликта никогда не выглядела столь тотальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: