Трактовка темы отцеубийства в современной драматургии

Тема инцеста продолжается и в современной драматургии. Так, она является одной из основных в пьесах «Огнеликий» М. фон Майенбурга и «Татуировка» Д. Лоэр. Как и в проанализированных выше экспрессионистских драмах, действие этих пьес ограничено пространством и происходит внутри одной семьи. Дочери в пьесе «Татуировка» подвергаются насилию со стороны отца с безмолвного согласия матери. Татуировка – это тот след, который оставил их отец в их душах. Насилия для отца является некой формой утверждения собственной власти. То есть конфликт поколений вызван здесь не протестом младших, а жестокостью старших. И в этом основное отличие современной драматургии от описанного выше экспрессионистского периода. Дети в пьесе Лоэр не стремятся избавиться от насилия, они терпят его. В финале пьесы старшая дочь случайно получает ружье из рук мужа и целится то ли в него, то ли в отца. Финал пьесы остается открытым, следовательно, конфликт – неразрешенным. Несмотря на тяжесть своего положения, дети не используют возможность изменить свою жизнь. По словам А. Блонской «персонажи Лоэр … замкнуты на своих эгоистичных нуждах, и становятся неспособны довериться другим людям либо отозваться на их просьбы». Тему насилия в семье продолжает другая немецкая писательница К. Шлендер в пьесе «Вермут» (2005). В ней, как и в пьесе Д. Лоэр, затрагивается тема нездоровых семейных отношений, однако конфликт поколений решается иначе, хотя тоже приводит к убийству отца семейства: Третирующего свою семью отца забивают арматурой его жена, приемная дочь и трое ее друзей. На церемонии вручения премии Гейдельбергского драматургического рынка („Autorenpreis des Heidelberger Stückenmarktes") К. Шлендер в 2003 году за пьесу «Вермут», это преступление было названо поступком, который «должен принести освобождение, но приводит только к окончательной безнадёжности». Как и в предыдущих пьесах, дети в «Вермуте» не находят поддержки у своих родителей. Они не противостоят им, как дети начала XX века. Они просто не нужны своим родителям. Социальная неустроенность, пьянство матери и отца, общее неблагополучие приводит к трагедии. Семья Киферов – главных действующих лиц пьесы – окружена такими же несчастными семьями: в них господствует насилие в разных формах, в первую очередь, над детьми. Не защищенные, дети вынуждены прибегнуть к агрессии. Современные драматурги представляют нам поколение без отцов. «Куда они все подевались? … Куда они сваливают хотел бы я знать?» - спрашивает один из персонажей. – «О своём я тоже ничего не знаю. / Даже не знаю, как он выглядит. / Смотрю на своё отражение / и думаю / что я там что-нибудь увижу. Что-нибудь его». Таким образом, поколение детей сталкивается ещё и с проблемой самоидентификации. Они либо не знают своих родителей, либо стремятся отказаться от них, потому что не видят в них ни любви, ни заботы, ни образца для подражания. Отцеубийство в этом случае становится лишь иллюзией решения конфликта: если не было отношений между родителями и детьми, то и разрушать с целью дальнейшего созидания не представляется возможным. Эта тема продолжается в пьесе «Огнеликий» М. фон Майенбурга (1998). В отличие от пьес «Вермут» и «Татуировка» дети живут во вполне благополучной семье, но мещанский мир их родителей вызывает в них отвращение и протест (в этом схожесть с драмой «Сын» В. Газенклевера). Однако, если Сын Газенклевера старался изменить общество с помощью воззваний к нему и убил отца случайно, Курт и Ольга, персонажи пьесы Майенбурга, выражают свой протест, поджигая соседние дома. Огонь для них – это символ жизни, затхлую буржуазность мира их родителей они стремятся «воспламенить», внести в этот мир жизнь. Конфликтная ситуация усиливается инцестом: нарушая все нормы, навязанные им родителями, брат и сестра удовлетворяют растущий половой инстинкт в объятиях друг друга. Курт видит в огне разум, при этом в жизни взрослых эта разумность, по его мнению, отсутствует. В конце концов, Курт сжигает своих родителей, а в финале пьесы и себя, поскольку не видит иного решения: «Суд совершится с помощью огня – над всем миром и всеми вещами, которые в нем есть», - говорит Курт. Несмотря на кажущееся благополучие, члены семьи Курта и Ольги ничем не связаны друг с другом, они как будто просто живут рядом. Родителям не интересна жизнь детей, каждый занят собой. Это проявляется не только на сюжетном, но и синтаксическом и лексическом уровнях пьесы. Страхи детей, которые должны быть преодолены с помощью родителей, остаются ими не замечены. Дети не хотят просто существовать, как их родители, они ищут смысл этого существования. Не обретя его, Курт сжигает самого себя. Ольга же примиряется с пустой реальностью и уходит во взрослую жизнь. Таким образом, конфликт поколений разрешается здесь радикально, однако, как и в пьесах «Вермут» и «Татуировка», убийство не приводит к появлению путей дальнейшего развития, что ожидается в экспрессионистских пьесах. В обозначенных пьесах рубежа XX и XXI столетий не видится перспектив ни для кого. Будучи жертвами агрессии и насилия, дети чувствуют себя одиноко во враждебном мире. Ослабление внутрисемейных связей, формализация межчеловеческих отношений усиливает чувство нестабильности, неуверенности в себе и в окружающем мире, свойственное подросткам. Их некому подержать, поскольку их родители сами не успевают за стремительно развивающимся миром. Насилие, поступающее из средств массовой информации, выливается в агрессию в семье. Если в начале XX века молодые люди могли надеяться на изменения в будущем, ради этого они шли на кардинальные меры, в том числе отцеубийство, то в сегодняшней действительности ситуация представляется абсолютно бесперспективной.

Во всех этих произведениях налицо конфликт поколений, обусловленный разными причинами. Но в каждой пьесе он решается радикально, приводит к отцеубийству.

Заключение

В каждый из указанных периодов конфликт отцов и детей наполняется

новым содержанием. В эпоху экспрессионизма он представляет собой        протест младшего поколения против консервативных отцов, мешающих развитию истории, борьбе за «нового человека». Новый виток развитие конфликта переживает в 60-е годы XX века, когда становится очевидным, что отцы так и не раскаялись в своих преступлениях. В это время основной является тема вины и памяти, тема преодоления прошлого.

На основании освоения полученной темы я ответила на вопрос «Есть ли общие черты у современной драматургии» и драматургии экспрессионизма?». На примере пьес В. Газенклевера «Сын», А. Броннена «Отцеубийство», М. фон Майенбурга «Огнеликий», Д. Лоэра «Татуировка» не видится дальнейшего развития ни для кого. Тема «Отцеубийства» - дети, которые чувствуют себя жертвами агрессии и насилия, чувствуют себя одиноко. Недопонимание в семье, усиливает чувство нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. Их некому поддержать и понять. Если в начале XX века, люди могли надеяться на отмену буржуазного строя, они были уверены в завтрашнем дне, то в сегодняшней реальности – эта ситуация является абсолютно бесперспективной. 

Таким образом, конфликт поколений разрешается здесь радикально,

однако, как и в пьесах «Огнеликий» и «Татуировка», убийство не приводит к появлению путей дальнейшего развития, что ожидается в экспрессионистских пьесах. В обозначенных пьесах рубежа XX и XXI столетий не видится перспектив ни для кого.

Темы, которые затрагивались в эпоху экспрессионизма, не актуальны в наше время, вечная тема отцов и детей воспринимается по-разному, в них разный контекст и смысл.

Литература

1. Борхерт В. На улице перед дверью / В.Борхерт // Избранное / Пер. с нем. Вступит, статья И.Фрадкина. - М.: Художественная литература, 1977.-С. 17-70.

2. Бёлль Г. Голос Вольфганга Борхерта // Иностранная литература. - 1958. -№7.-С. 91-93.

3. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890–1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О. М. Котельниковой под ред. В. М. Жирмунского. Пг.: Academia, 1922. 96 c.

4. Дранов А. В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1980. 27 с.

5. Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М.Толмачёв, В.Д.Седелышк, Д.А.Иванов и др.; под ред. В.М.Толмачёва. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 640 с.

6. 3атонский Д.В. Мартин Вальзер / Д.В. Затонский // История литературы ФРГ. М.: Наука, 1980. - С. 341 - 359.

7. Копелев Л. Драматургия немецкого экспрессионизма // Экспрессионизм: Сб. ст. / Под ред. Г. Недошивина. М.: Наука, 1966. С. 37–83.

8. Кусков С. И. Экспрессионизм – дух и почерк // От конструктивизма до

сюрреализма. М.: Наука, 1996. С. 117–192.

9.  Липовецкий М, Боймерс Б. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. 376 с.

10. Лисенко А. Р. Конфликт отцов и детей в немецкой драме XX века: дис. … канд. филол. наук: Казань, 2014. 202 с.

11. Луначарский А. Несколько слов о германском экспрессионизме // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н. С. Павлова. М.: Радуга,

1986. С. 28–30.

12.  Майенбург М. фон. Огнеликий // Современные немецкие пьесы. СПб: Стройиздат СПб, 2000. С. 167–198.

13.  Майенбург М. фон. Камень / М. фон Майенбург // ШАГ 4. Новая немецкоязычная драматургия. - Москва: Немецкий культурный центр им. Гете, 2011. - с. 209-245.

14.  Мюллер X. Гамлет - машина / X. Мюллер // «Мюнхенская свобода» и другие пьесы. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - С. 163-170.

15. Метлагль В. Предисловие / / Тракль Г. Стихотворения. Проза. Письма: Пер. с нем. - СПб., 1996.

16.  Недошивин Г. Проблема экспрессионизма // Экспрессионизм: Сб. статей / Под ред. Г. Недошивина. М.: Наука, 1966. С. 8–15.

17.  Павлова Н. С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н. С. Павлова. М.: Радуга, 1986. С. 3–27.

18.   Сейбель Н.Э. Мотивный репертуар современной немецкой драмы. // Филологический класс. № 3 (33). 2013. С. 103–113.

19.  Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. – М., 1999

20.  Файель А., Шмидт Г. Удар. / А.Файель, Г.Шмидт // ШАГ 3: Новая немецкоязычная драматургия. На русском языке. - М: Немецкий культурный центр им. Гете; ОГИ, 2008. - С. 202 - 234.

21.  Хоххут Р. Наместник: Драма / Р.Хоххут. [Пер. с нем. Ф. Конькова]. -М.: Искусство, 2000. - 284 с.

22. Черняк М.А. Современная русская литература / М.А. Черняк. – СПб.:Изд-во «Форум», 2004. – 336 с.

23.  Шевченко Е.Н. Новая немецкая драма: между постмодернизмом и «новым реализмом // Новейшая драма рубежа XX–XXI вв.: проблема конфликта: материалы научно-практического семинара, 12

24.  Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Киноискусство. - М., 1966.

25.   Экспрессионизм: Сборник/ Сост. и предисл. Н. С. Павловой; на нем. яз. - М. 1986.

26.  Экспрессионистский театр [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hisour.com/ru/expressionist-theater-34791/

27.  Немецкий театр экспрессионизма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.booksite.ru/localtxt/the/atr/es/sto/79.htm

28.  Экспрессионизм театральный [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/EKSPRESSIONIZM_TEATRALNI.html

29.   Современная драматургия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/Fw4fhrbH3vE/2.html

30. Энциклопедический словарь экспрессионизма. Театр и экспрессионизм [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://expressionism.academic.ru/614/Театр_и_экспрессионизм

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: