Глава 2. Тема «Отцеубийства» в драматургии прошлого и нынешнего рубежей

Начиная с середины 90-х годов XX века на немецкой сцене появляются авторы, пишущие о том, что волнует их сегодня. Как отмечает Н. Э. Сейбель, «многие мотивы новейшей, в частности, немецкой, драматургии очевидным образом связаны с историей, политикой, состоянием общественного мнения, семейными и психологическими проблемами, остро выявившимися в недрах XX века». В это время формируются творческие объединения и группы, такие, как театр YAT («Премьер-театр») во главе с Оливером Буковски, форум Молодая драма, образовавшийся внутри Драматического общества по инициативе молодых театральных авторов, коллектив «Rimini Protokoll» и др. Происходит переход от «постдраматического театра», о котром пишет Х.Т. Леманн к так называемому «новому реализму». Несмотря на то, что эпоха, о которой идет речь,  наполненна катастрофами мирового масштаба – двумя мировыми войнами, изобретением атомного оружия, разделением мира «железным занавесом» на два противоборствующих лагеря, терроризмом – в них оказывается много общего. Как и сто лет назад, в начале XXI века претерпевает изменения институт семьи. В драматургии снова актуальным становится конфликт отцов и детей, авторы обращаются к теме семьи и различий между поколениями. Однако если в начале XX века младшее поколение бунтовало против «отцов» ради рождения «нового человека», то в начале XXI века происходит уход от социального, от общественных интересов к индивидуальному, мелко-бытовому. Теперь на первый план выходит проблема самоидентификации личности. По словам Е.Н. Шевченко в современной драме «часто показывается не само действие, а внутренняя рефлексия персонажей по поводу жизни вообще». Современный человек получил неограниченную свободу, он имеет сиюминутный доступ к любому виду информации, неограничен в передвижениях и своих потенциальных возможностях. Но такая свобода зачастую приводит к внутреннему кризису, завышенные требования общества травмируют личность. Стресс перерастает в агрессию, что приводит к насилию, которое становится основной темой целого ряда европейских пьес. М. Липовецкий и Б. Боймерс в книге «Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «новой драмы» выделяют физическое, психологическое и дискурсивное насилие и говорят, что оно становится одной из основных форм социальной коммуникации. Тема насилия рассматривается в современной немецкой драматургии в разных аспектах, в том числе подростковое насилие и насилие в семье. В конце XX века институт семьи претерпевает серьезные изменения. Семья уже не является хранительницей морали и добродетели, защищающей детей от разрушительного внешнего мира, как в драмах Лессинга, Шиллера, Ленца. В современных пьесах ситуация мещанской трагедии переворачивается, и семья становится местом непонимания, угнетения и насилия, что приводит к жестокости и одиночеству детей. Как и в драме экспрессионизма, в пьесах рубежа XX – XXI веков появляется мотив отцеубийства. Однако, если экспрессионисты, разрушая старое, стремились построить новое, современные «дети» не являются бунтарями и революционерами, а совершают насилие в ответ на жестокость общества, в котором они живут, невозможность получить защиту в семье, в ответ насилие, примененное по отношению к ним самим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: