С какими видами, жанрами искусства следует знакомить детей дошкольного возраста? С какого возраста?

Какие типы восприятия произведений искусства выделены Дж. Гибсоном?

Дж. Гибсон выделяет четыре типа восприятия произведений искусства.

1. Ситуативный – цель восприятия исчерпывается одномоментным отношением к объекту в определенной ситуации (Дима, 3 г. 2 мес., увидел в Александровском саду скульптурные группы персонажей из разных сказок и воскликнул: «Здорово! Вот это да!..»).

2. Эстетизированный – соотнесение воспринимаемого объекта с эстетическим идеалом, при этом подчеркивается ценность самого процесса восприятия, не зависящего от личностных предпочтений (Маша, 2 г. 5 мес., увидела витраж в метро, долго молча рассматривала, потом сказала: «Какие красивые циточки. Они же сетятся (светятся), как на сонышке (солнышке)»).

3. Прагматический – связан с установкой на объект прежде всего с позиции удовлетворения определенных потребностей, выделения аспекта пользы (Гоша, 4 г. 6 мес., в Оружейной палате увидел различные виды мечей и завороженно произнес: «Вот здорово! Мне бы такой меч, уж я бы тогда самым сильным был». Даша, 5 лет 4 мес., в музее увидела картину с изображением подсолнухов и произнесла: «Мама, давай купим эту картину и повесим на кухне. У нас же тоже там подсолнухи на стене»).

4. Профессиональный противоположен прагматическому, поскольку не связан с обладанием объектом, а характеризуется визуальным анализом произведения с точки зрения «сделанности». При таком типе восприятия предметом оценки становятся приемы, техника исполнения произведения, а также происходит сопоставление его с контекстом культуры (Алина, 5 лет 9 мес., на выставке, увидев произведения Фаберже, долго их рассматривала, а потом сделала вывод: «Да, я думаю, что их очень трудно сделать. Не понимаю, как можно прикрепить камушки, чтобы они так крепко держались, да еще и были такими красивыми»).

 

Каким образом произведения искусства влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка-дошкольника?

Произведения искусства могут оказывать влияние даже на детей в возрасте двух-трех лет. С этого периода дошкольники способны проявлять эстетические переживания. Ребенок радуется при виде дымковских игрушек, любуется елочными украшениями, сочными плодами, изображенными в натюрморте. Нередко вслед за взрослыми он повторяет: «Какая красота!..» В этом возрасте дети могут давать собственную оценку красоты, независимо от взрослого, отличая некрасивое от красивого, рассуждая, обосновывая, насколько это возможно, свою точку зрения.

На третьем году жизни чувство удивления сменяется любознательностью. Ребенок овладевает речью, задает массу вопросов. Активное употребление слов, словесное выражение переживаемых чувств ведет к осознанию малышом своих эмоциональных переживаний и к речевому оформлению собственных впечатлений. В этом возрасте у дошкольника возникают и такие чувства, как обида, стыд, зависть, проявляющиеся в элементарной форме. Уже к концу дошкольного возраста можно наблюдать развитие эмоционального отношения к произведениям изобразительного искусства. В раннем и младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции, чувства наряду с возрастными особенностями характеризуются индивидуально-типологическими чертами.

а) яркий эмоциональный отклик при восприятии различных произведений изобразительного искусства, сопоставление их друг с другом, сравнение с объектами и явлениями окружающего мира;

б) проявление различных форм любознательности;

в) наличие морально-эстетических чувств (чувства сопереживания персонажам, изображенным в произведениях, справедливости, взаимопомощи, уважения и т.д.);

г) эмоционально-эстетическая готовность воспринимать прекрасное в различных его проявлениях.

Какие виды восприятия выделены в психологии? С чем это связано?

1. Ситуативный;

2. Эстетизированный;

3. Прагматический;

4. Профессиональный.

Эти виды восприятия могут проявляться в разных по психологическому типу социальных группах. Именно поэтому произведения искусства чаще всего имеют адресный характер и рассчитаны на восприятие определенных субкультур, а в субкультурной среде возникают и формируются художественные вкусы, которые приобретают затем групповой субкультурный характер.

 

Чем являются произведения искусства для дошкольника?

С одной стороны, произведения предстают перед маленьким зрителем целым миром, который окружает их. Чаще всего дети не воспринимают произведения искусства как нечто особенное, отдельное от них. Дома, мосты, фонтаны, памятники в понимании ребенка – это всё то, что создано взрослыми, а соответственно это часть их жизни. И в чем-то дети правы, ведь искусство – вторая природа, рукотворная, созданная в процессе творчества. Многие произведения, гармонично сливаясь с естественной средой, стали ее частью. Поэтому ребенку бывает сложно отделить произведение искусства от искусственно созданного предмета. В этом случае важным критерием становится красота, на которую дети чутко реагируют.

В то же время произведения изобразительного искусства воспринимаются дошкольниками как сложная система образов, их значений, идей и смыслов. Основная задача взрослого – направить ребенка, активизировать его внимание, объяснить смысл произведения, скрытого за знаками, символами, вместе с ним выделить характерные особенности, выразительные средства. Самостоятельно дети не всегда способны справиться с такой задачей.

С какими видами, жанрами искусства следует знакомить детей дошкольного возраста? С какого возраста?

В каждой субкультуре можно выделить произведения, которые принимаются ее членами в качестве эстетического образца. В ходе культурно-исторического развития народа или социальной группы складывается отношение к видам, жанрам и стилям искусства, что служит предопределением в эстетических ориентациях отдельных личностей. Ребенок, постигая основы субкультуры, в которой родился, сталкивается с системой уже сложившихся художественных вкусов и оценок. А художественное произведение представляет ценность для него лишь в том случае, если общие характеристики произведения соответствуют принятым в его субкультуре нормам вкуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: