Особенность исследования топливных систем ВС обусловлена тем, что запас топлива на борту ВС изменяется в полёте и, в связи с этим, анализ работоспособности топливной системы сводится к решению следующих задач:
− определение наличия топлива на ВС: сколько и в каких баках (группах) до и в момент столкновения с землей;
− определение исправности систем подачи и выработки топлива в двигатель: исправность и работа подкачивающих и перекачивающих насосов, исправность системы дренажа и наддува, пожарных кранов, кранов перекрестного питания и т. д.;
− определение внешней и внутренней изменчивости топливной системы.
Причинно-следственные связи оценки работоспособности топливной системы и поиска причин её отказов из-за прекращения подачи или недостаточной подачи топлива в двигатель можно представить в виде:
а) недостаточная заправка ВС топливом (недозаправка);
б) отказ системы подачи топлива в двигатель из расходного топливного бака по причине:
− отказа подкачивающих насосов расходного топливного бака;
|
|
− закрытие перекрывного крана топливной системы;
− закрытие крана перекрестного питания;
− закупорки расходной топливной магистрали посторонним предметом;
в) отказ системы перекачки топлива из топливной системы в расходный бак по причине:
− отсутствия наддува в топливных баках;
− отказа перекачивающих насосов;
− отказа поплавковых клапанов топливной системы;
г) негерметичность топливной системы по причине:
− разрушения баков топливной системы;
− разрушения трубопроводов и арматуры топливной системы.
В качестве способов определения наличия и количества топлива в баках можно указать:
а) определение остатка топлива по положению и отпечаткам кинематики приборов контроля выработки топлива. В основе этого способа используется следующая информация:
− отпечатки стрелок на шкалах расходомера и топливомера;
− взаимные следы соударений на элементах расходомера и топливомера;
− положение шкалы потенциометра цепи обратной связи указателя топливомера;
б) определение наличия топлива в баках по состоянию сигнальных ламп табло расхода топлива.
Наличие или отсутствие топлива в соответствующем баке определяется по состоянию нити накаливания сигнальных ламп (горели или не горели лампы «Выработка топл. бака №...»);
в) определение наличия топлива в баках по состоянию перекачивающего насоса.
Известно, что после окончания перекачивания топлива из бака (бак пустой) на некоторых самолетах у лётчика загораются сигнальные лампы «Насос... топл. бака». Если в момент удара насос был включен или выключен, то это свидетельствует о наличии или отсутствии топлива в данном баке;
|
|
г) определение наличия топлива в подвесных баках по характеру их разрушения при ударе о землю.
В зависимости от того, был ли подвешен бак пустым или наполненным топливом, характер его разрушения при ударе будет различным. Если в баке топливо было, то происходит разрыв его обечайки от внутреннего гидроудара топлива, если бак был пустой, то он будет смят от механического воздействия без признаков разрыва;
д) определение работоспособности топливных насосов по характеру деформации их вращающихся деталей при ударе о землю.
Как правило, рабочим органом качающего узла центробежного топливного насоса является крыльчатка, приводимая во вращение через вал с помощью электродвигателя. Признаками того, что насос работал являются:
− разрушение вала насоса от крутящего момента;
− скручивание вала насосом вследствие остаточной деформации;
− деформация и срез шпонки крепления крыльчатки на валу насоса;
Рисунок 17.15 – Характерные повреждения на деталях работавших топливных насосов |
− кольцевые надиры на корпусе насоса от крыльчатки (рис. 17.15);
− сдвинутые отпечатки от лопастей крыльчатки на корпусе насоса;
− кольцевые надиры на коллекторе двигателя от держателей щёток и др.
Для выявления причин отсутствия подачи топлива в двигатель или другого отказа необходимо провести визуальный анализ с целью определения:
− правильности закрытия заливных горловин;
− правильности монтажа дюритовых соединений трубопроводов;
− наличие потертостей из-за касания топливных трубопроводов, баков о конструкцию планера;
− наличие признаков старения мягких топливных баков и, как следствие, образование трещин;
− заедание клапанов дренажной системы и закупорка её отверстий;
− заедание поплавковых клапанов топливных баков.