Исследование гидравлической системы

Гидравлическая система является одной из важнейших систем ВС, обеспечивающая исполнительные устройства энергии давления жидкости. Основными требованиями, предъявляемыми к гидросистемам, являются:

− создание потребной величины давления гидрожидкости в соответствующих магистралях;

− обеспечение исполнительных устройств требуемым количеством гидрожидкости;

− обеспечение работоспособности гидросистемы в широком диапазоне условий эксплуатации.

Оценка работоспособности гидросистем после авиационного происшествия сводится, главным образом, к определению величины давления рабочей жидкости в момент удара ВС и исследованию систем потребителей давления в случае их отказа (не уборка шасси, не выпуск шасси и т. д.).

Основным агрегатом для оценки наличия давления в гидросистеме является гидравлический насос. Практика исследований случаев падения давления в гидросистемах показывает, что этот факт имеет место в подавляющем большинстве по причине разрушения или повреждения гидронасосов. Это означает, что определение работоспособности гидронасосов путем проведения соответствующих испытаний не всегда приемлемо и логично, т. к. это может привести к дополнительному разрушению деталей и, как следствие, созданию затруднений по оценке причины отказа гидронасоса. Для оценки состояния гидронасоса чаще всего ограничиваются его разборкой. Если детали не имеют дефектов, то это является основным признаком того, что гидронасос до удара был исправен.

А. Определение давления в гидросистеме по положению поршней гидроаккумуляторов (рис. 17.16).

Поршни гидроаккумуляторов при наличии давления в газовой полости занимают вполне определенное положение по длине цилиндра. Это обстоятельство позволяет установить факт не только наличия, но и величину давления. Положение поршня в гидроаккумуляторе можно определить по:

− отпечаткам ребер поршней на внутренней поверхности цилиндра;

− объему слитой жидкости из полости гидроаккумулятора.

В случае отсутствия давления в газовой полости гидроаккумулятора его поршень занимает крайнее положение и при изменении давления жидкости не меняет своего положения.

 

Рисунок 17.16 – Цилиндр гидроаккумулятора в разрезе. Стрелкой показано место вмятины от поршня

 

Б. Определение давления в гидросистеме по состоянию сигнальных ламп (табло) контроля давления в гидросистеме

Метод основан на анализе состояния контрольных сигнальных ламп гидросистемы при понижении давления в ней ниже установленной величины при пороговом методе срабатывания сигнализации. Так, если установлено, что лампа не горела, то это означает, что давление в гидросистеме было выше минимально допустимого, если лампа горела, давление было соответственно ниже.

В. Определение давления в гидросистеме по положению деталей исполнительных устройств и других потребителей и агрегатов гидросистемы

Этот метод основан на конструктивных особенностях механизмов, агрегатов, подвижные детали которых занимают вполне определенные положения, зависящие от наличия или отсутствия давления рабочей жидкости в гидросистеме. Например, на некоторых самолетах при падении давления ниже определенного уровня, происходит отключение ряда исполнительных устройств от линии высокого давления. В связи с этим, факт отключенного состояния данных устройств в момент удара будет свидетельствовать о падении давления в гидросистеме. В других случаях, при падении давления в основной гидросистеме в работу включается аварийная (дублирующая) гидросистема. Признак работы этой системы в момент удара подтверждает факт падения давления в основной системе ниже определенного значения.

Положение подвижных деталей в гидроагрегатах, определяемое по их отпечаткам на рабочих поверхностях, тоже может служить признаком падения давления (редукционные клапаны, дозаторы) (рис. 17.17).

 

Рисунок 17.17 – Время перемещения поршня цилиндрического гидроаккумулятора при разрушенных трубопроводах: а – одновременное разрушение трубопроводов линии нагнетания и слива; б - разрушение трубопровода линии нагнетания

 

Таким образом, исследование работоспособности гидросистемы по величине давления жидкости требует проведения работ по выявлению причины падения давления. Для этого необходимо начинать с простого:

− имелась ли рабочая жидкость в гидросистеме в необходимом количестве в момент удара (рис. 17.18);

− достаточна ли была частота вращения валов приводов гидронасосов и их работоспособность для создания требуемого давления (рис. 17.19).

 

Рисунок 17.18 – Разрушение трубопровода гидравлической системы

 

Недостаточное количество жидкости или неисправность системы поддавливания гидробака сопровождается, как правило, попаданием на вход в гидронасос воздуха, что может привести к пульсации давления и, как следствие, вызвать усталостные разрушения трубопроводов и т. п.

 

Рисунок 17.19 – Разрушение вала насоса от крутящего момента. Стрелкой показан отпечаток, соответствующий наклону шайбы на угол

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: