Правительство РФ в системе органов исполнительной власти

Правительство – коллегиальный орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ.

Состоит: Председатель, Заместители; Федеральные министры; Руководители иных органов ИВ, имеющих статус министра: Руководители всех других органов ИВ

  Основные направления деятельности Правительства – ст.114.

Правительство издаёт постановления (нормативные акты) и распоряжения (индивидуальные акты). Срок полномочий Правительств совпадает со сроком полномочий Президента..

Федеральные Министерства – федеральные органы ИВ, вырабатывающие гос.политику и осуществляющие нормативно-правовое регулирование в установленной для них актами Президента сфере деятельности. ФМ осуществляют координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб и агентств.

Федеральные службы: контроль, надзор. Охрана границы, борьба с преступностью. Общественная безопасность. Функции по осуществлению контроля и надзора:

Ø Непосредственная контрольная и надзорная деятельность за соблюдением органами гос.власти, местного с/у, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией, Фед. законодательством, другими нормативно-правовыми актами.

Ø Выдача разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности, либо совершение определённых действий юридическими лицами и гражданами.

Ø Регистрация актов, документов, прав и издание в соответствии с этим индивидуальных правовых актов.

Федеральные агентства – федеральные органы ИВ, осуществляющие в установленной сфере деятельность по оказанию гос.услуг, по управлению гос.имуществом и иные правоприменительные функции (введение реестров, регистров и кадастров), за исключением контроля и надзора.

 

Контрольно-надзорные и иные полномочия осуществляют, не входящие в полномочия ни законодательных, ни исполнительных, ни судебных государственных органов – это органы особой компетенции: Прокуратура РФ (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), Центральная избирательная комиссия РФ (избирательное законодательство), Счетная палата РФ (Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), ЦБ РФ (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), Уполномоченный по правам человека РФ (Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

 

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти.

Сторона правая

Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются Конституция, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют:

Единая система органов государственной власти означает, что:

1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган;

2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции.

 

Четко прописаны принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:

1. государственная и территориальная целостность России;

2. распространение суверенитета России на всю ее территорию;

3. верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России;

4. единство системы государственной власти;

5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ;

7. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

В процессе проведения административной реформы 2004-2010 гг. было выявлено значительное количество избыточных и дублирующих функций, реализуемых органами управления. Структура органов публичного управления в России по сей день отличается сложностью, громоздкостью и требует на свое содержание значительных ресурсов из федерального, региональных и местных бюджетов. Так, в 2013 г. в федеральном бюджете установлен общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2013 год в сумме 536,8 млрд. рублей, на 2014 год в сумме 556,9 млрд. рублей и на 2015 год в сумме 553,4 млрд. рублей [3].

В начале 1990-х гг. в России началось масштабное преобразование органов государственной власти на местах в органы местного самоуправления, характерными чертами которых должны были стать хозяйственная самостоятельность и политическая обособленность от органов государственной власти. Изменение статуса органов местной власти с государственного на муниципальный (орган местного самоуправления) повлекло за собой существенное сокращение численности местных сообществ. Так, в 2000 г. количество органов местной власти в формате муниципальных образований сократилось до 12 261, а в 2002 г. — уже до 11 488, причем только число городов-муниципалитетов уменьшилось до 573

 

Решающим шагом на пути формирования в России местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Статья 12 Основного закона закрепила организационное обособление местного самоуправления в системе государственного управления.

Органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти страны. Государство признает местное самоуправление как самостоятельную форму народовластия, находящуюся вне системы органов государственной власти.

На уровне местного самоуправления граждане имеют право самостоятельно решать вопросы местного значения как в форме непосредственной демократии, так и через органы представительной власти. Государство берет на себя правовые гарантии по защите прав граждан на местное самоуправление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: