1.Структура учебно-материальной базы образовательного учреждения
Одним из важнейших условий совершенствования педагогического труда, повышения качества обучения и подготовки рабочей силы для всех отраслей национальной экономики является развитие и укрепление учебно-материальной базы образования. Эта база представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, необходимых для организации обучения учащихся и подготовки специалистов, а также для удовлетворения социально-культурных потребностей как обучающихся, так и работников педагогического труда.
Все элементы учебно-материальной базы образования относятся к объектам социально-культурного назначения и статистикой учитываются в составе непроизводственных фондов. Фондами называются материальные и денежные ресурсы, которыми владеют на правах собственности или распоряжаются от имени собственника образовательные учреждения. По своей специфике непроизводственные фонды, или экономические ресурсы непроизводственного назначения, имеют ярко выраженную социальную направленность, используются в большинстве случаев для оказания разнообразных услуг нематериального характера.
|
|
Фонды непроизводственного назначения - важнейший элемент учебно-материальной базы образования, первооснова организации учебного и воспитательного процесса. Их объем, динамика и структура характеризуют, в конечном итоге, степень оснащенности педагогического труда материально-техническими средствами обучения, его эффективность и целенаправленность. Все это предопределяет необходимость постоянного совершенствования учебно-материальной базы образования, необходимость ее дальнейшего развития.
По своей структуре все фонды, функционирующие в сфере образования, можно разграничить на три основные части (рис. 2.1.):
Рис. 2.1. Структура учебно-материальной базы образовательных учреждений
Рассмотрим составные элементы учебно-материальной базы обучения.
Структура основных средств образовательного учреждения
Решающее значение в составе фондов учреждений образовательной сферы принадлежит основным фондам. К ним относится та часть экономических ресурсов образовательных учреждений, которая длительное время используется в учебно-воспитательном и научно-исследовательском процессе; сохраняет свою натурально-вещественную форму; постепенно, по мере износа, включается в издержки образовательного характера. С экономической точки зрения это средства труда, в данном случае средства педагогического труда.
К основным фондам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев.
|
|
По существующей в нашей стране статистической классификации к основным фондам относятся:
1) здания;
2) сооружения;
3) передаточные устройства;
4) машины и оборудование;
5) транспортные средства;
6) инструменты;
7) учебный инвентарь и учебные принадлежности;
8) хозяйственный инвентарь;
9) рабочий и продуктивный скот;
10) многолетние насаждения;
11) капитальные затраты на улучшение земель (без сооружений);
12) библиотечные фонды.
Но в ОУ представлены не все фонды из этого перечня!
В структуре учебно-материальной базы образования основные фонды имеют преобладающий удельный вес (около 96 %), при этом большая часть основных фондов - это здания.
Здания представляют собой архитектурно-строительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий педагогического труда. К ним относятся:
1. Учебные здания, в которых непосредственно осуществляется процесс обучения и воспитания.
2. Здания вспомогательных служб (склады для хранения хозяйственного инвентаря, оборудования и т. д.).
3. Здания культурно-бытового назначения (клубы, общежития, столовые и т.д.).
Сооружения - это инженерно-строительные объекты, предназначенные для тех или иных учебно-технических целей: спортивные сооружения, плотины, эстакады, резервуары, мосты, автомобильные тренажерные дороги, железнодорожные пути внутреннего пользования и др. В составе основных фондов учебных заведений сооружения занимают незначительный удельный вес.
К передаточным устройствам относятся такие устройства, с помощью которых осуществляется передача электрической, тепловой и механической энергии, а также передача жидких и газообразных веществ от одного объекта к другому: электросети, теплосети, нефте- и газопроводы, линии связи, водораспределительные сети и др. Передаточные устройства в учебных целях используются крайне редко, их удельный вес в составе основных фондов незначителен.
Особое место занимают машины и оборудование. Это учебное и научное оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, приборы и инструменты, вычислительная техника и прочее.
Транспортные средства предназначены как для учебных целей, так и для транспортировки людей и грузов. В эту группу основных фондов включаются автомобили, тракторы, мотоциклы, катера, паромы, тягачи, вагонетки, автокары, электрокары, тележки, а также подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, цистерны) и т. д. Транс портные средства играют весьма важную роль в учебных и хозяйственных целях. Однако отдельно взятое учебное заведение обладает не всем набором транспортных средств, а лишь необходимым, что определяется особенностями специализации.
Учебно-производственный инвентарь и принадлежности используются для облегчения производственных операций (рабочие столы, верстаки и т. п.), для охраны труда (групповые ограждения машин и оборудования), для хранения жидких и сыпучих тел (баки, чаны, лари и т. д.). К этой группе относятся также шкафы, стеллажи, инвентарная тара и пр.
К хозяйственному инвентарю относятся предметы канцелярского и хозяйственного назначения: вешалки, гардеробы, столы, несгораемые шкафы, множительная аппаратура, предметы противопожарного назначения и др.
Для оценки основных фондов и для их движения используются как натуральные, так и денежные показатели. Натуральные показатели применяются для оценки фактического наличия основных фондов, их количественного сопоставления. Они позволяют сопоставить фактическое наличие основных фондов с плановыми потребностями в них и в этой связи разработать мероприятия по оснащению учебных заведений новыми основными фондами. Кроме того, на основе натуральной оценки определяются степень износа основных фондов, сроки их службы.
|
|
Денежная или стоимостная оценка основных фондов используется для определения их общего объема, структуры и динамики, а также для расчета амортизационных отчислений. Основные фонды, выраженные в денежной форме, называются основными средствами. В экономической литературе в качестве синонима используется и понятие основного капитала.
Под воздействием научно-технического прогресса в составе основных фондов происходят существенные изменения. Наиболее быстрыми темпами увеличивается их активная часть. К активной части относят те основные фонды, которые непосредственно используются в учебном процессе для обучения и воспитания, способствуют совершенствованию методики преподавания, применяются для научных исследований и проведения учебных экспериментов. Это учебное и научное оборудование, электронно-вычислительная техника, лабораторное оборудование, приборы и инструменты, оборудование учебных мастерских и кабинетов, учебно-экспериментальные макеты и модели, учебные транспортные средства, спортивные сооружения, технические средства обучения и др.
Пассивная часть основных фондов является лишь условием организации учебно-воспитательного процесса, играет вспомогательную роль. К этой части относят прежде всего учебные и вспомогательные здания, здания культурно-бытового назначения, хозяйственный инвентарь и т. д.
Для оценки соотношения активной и пассивной части основных фондов используется система натуральных показателей. Например, учебно-лабораторная площадь, количество зданий, корпусов, общежитий, мастерских, кабинетов, клубов, единиц оборудования, транспортных средств, электронно-вычислительной техники, ТСО и т. д.
Движение основных фондов образовательных учреждений включает в себя следующие части: 1) износ; 2) амортизацию; 3) реновацию, т. е. возмещение основных фондов по стоимости и по натуральной форме.
В процессе постоянного использования основные фонды постепенно снашиваются, теряют свои полезные потребительские свойства. Различают три вида износа:
|
|
1) физический (материальный);
2) моральный (функциональный);
3) экономический.
Под физическим износом понимается постепенная утрата основными фондами своих полезных свойств вследствие постоянного использования или же под воздействием сил природы.
Существуют два вида физического износа:
· устранимый физический износ, когда затраты на ремонт меньше, чем добавленная стоимость объекта;
· неустранимый, когда затраты на исправление дефекта превышают стоимость, которая будет добавлена к объекту.
Моральный износ также называют и функциональным - это техническое старение основных фондов под влиянием, во-первых, удешевления производства существующей техники вследствие роста производительности труда, во-вторых, появления новой, более совершенной техники.
Моральный износ- объект перестаёт соответствовать современным стандартам с точки зрения его функциональной полезности. Например, для
зданий это проявляется в устаревшей архитектуре, удобствах планировки, объёмах, инженерном обеспечении (лифты, кондиционирование воздуха) и т. п. Для компьютерной техники он проявляется в невозможности использовать на устаревших моделях современное программное обеспечение.
Функциональный износ может быть устранимым и неустранимым
(критерии те же, что и для физического износа).
Внешний (или экономический) износ - это снижение стоимости здания вследствие негативного изменения его внешней среды, обусловленное экономическими, политическими либо другими внешними факто- рами. Причинами внешнего износа могут быть общий упадок территории, на которой находится объект, действия правительства, региональной или местной администрации в области налогообложения, страхования, а также изменение на рынке занятости, отдыха, образования.
Важным фактором, влияющим на величину внешнего износа, является близость объекта к малопривлекательным природным или искусственным объектам - болотам, очистным сооружениям, ресторанам, бензоколонкам, железнодорожным станциям.
Оценивается внешний износ чаще всего из анализа парных продаж на рынке недвижимости объектов, близких по характеристикам, но находящихся в разном внешнем окружении Внешний износ, как правило, неустраним.
Всесторонний учет разных видов износа основных фондов имеет огромное экономическое значение. На основе этого учета определяются сроки службы и нормы амортизации основных фондов.
В учебном процессе основные фонды участвуют полностью, но в затраты на подготовку рабочей силы они включаются частично, по мере своего износа. Снашивающаяся часть основных фондов выступает в виде амортизации.
С точки зрения экономической теории амортизация - это постепенное включение стоимости основных фондов в затраты на подготовку рабочей силы, возмещение основных фондов в денежной форме путем образования амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления – денежное выражение размера амортизации, соответствующего степени износа основных фондов.
Расчет амортизационных отчислений производится методом прямого счета на основе среднегодовой стоимости отдельных видов основных фондов и установленных норм амортизации. Расчетные нормы амортизации определяются в настоящее время только в рамках министерства. Поэтому фонд амортизации в учреждениях образования не создается. Нормы износа (амортизации) должны быть экономически обоснованы и направлены на своевременное возмещение основных фондов.
Срок службы здания в целом зависит от долговечности его составляющих. Физический износ здания определяется как средневзвешенная величина по всем элементам здания.
Для оценки эффективности использования основных фондов используется множество показателей. Однако такие показатели в большинстве случаев не рассчитываются по многим причинам. Прежде всего это обусловлено тем, что амортизационные отчисления не включаются в затраты на подготовку специалистов; обновление основных фондов осуществляется за счет бюджетных средств, их использование не связано с производством товаров и материальных услуг. Такой подход к оценке использования основных фондов не является правомерным. Многие учебные заведения располагают уникальным оборудованием, вычислительной техникой, лабораторными приборами и инструментами, техническими средствами обучения и т. д.
Степень обеспеченности педагогических работников основными фондами определяется таким показателем, как фондовооруженность труда. Коэффициент фондовооруженности педагогического труда может быть исчислен двояко: во-первых, как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности педагогических работни- ков; во-вторых, только на основе стоимости активной части основных фондов.