Лекция по дисциплине
«Методика преподавания информатике»
(заочное обучение)
Лекция №1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ.
СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ
В Федеральной программе развития образования среди основных мероприятий названы «развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных».
Предмет теории и методики обучения информатики.
Современный учитель информатики это не только предметник, это проводник современных идей и технологий обучения с использованием компьютера в школе. Именно в школе закладывается отношение к средствам информационных технологий: либо страх и отчуждение, либо интерес и умение использовать для решения практических задач. Курс «Теория и методика обучения информатике», должен охватить и сегодняшнее состояние школ в области компьютеризации, и завтрашнее, когда дистанционное общение и обучение школьников станет обычным явлением.
|
|
В предлагаемом курсе отражены особенности обучения информатике по возрастам, выделяя три уровня: учащиеся младших, средних и старших классов. Стремясь отобразить особенности содержания образования, выделяют следующие направления:
1) общеобразовательный уровень,
2) углубленное обучение,
3) профильное обучение, т. е. особенности преподавания информатики в классах с техническим, математическим, гуманитарным и эстетическим уклоном.
Одна из проблем курса информатики — это программное обеспечение. Большое разнообразие типов школьных ПЭВМ, а также современная тенденция стремительного прогресса в разработке программных средств не позволяет сделать сколько-нибудь полный обзор педагогических программных средств.
В основу содержания курса была положена примерная программа дисциплины «Теория и методика обучения информатике», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для специальности «Информатика».
Предмет предназначен дать теоретическую и практическую подготовку учителей в области методики преподавания информатики.
Цель курса — подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:
· проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;— организовать внеклассную работу по информатике в школе;
· оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.
Задачи курса:
· подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;
|
|
· сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;
· обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;
· развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
· понимать роль информатики в формировании всесторонне развитой личности;
· знать основные концепции обучения информатике, а также программы и учебники, разработанные на их основе;
· знать содержательные и методические аспекты преподавания школьной информатики на разных уровнях;
· уметь использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;
· знать содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;
· уметь организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп.
Содержание разделов дисциплины
· ВВЕДЕНИЕ
· ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
· СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
· ПРОПЕДЕВТИКА ОСНОВ ИНФОРМАТИКИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
· БАЗОВЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ
· ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ
· ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами
Дисциплина «Теория и методика обучения информатике», являясь самостоятельной научной дисциплиной, вобрала в себя знания других наук: информатики, психологии, педагогики. Поскольку объектом изучения в курсе методики обучения информатике являются понятия информатики, курс учитывает их специфику, любое изложение материала проводится в соответствии с основными понятиями информатики: информация, модель, алгоритм.
При отборе методов и организационных форм работы в классе необходимо учитывать субъективные психологические характеристики учащихся, знания об этом предоставляет наука психология.
Методика является частью дидактики, которая в свою очередь является частью педагогики. Поэтому в ней используются методы исследования педагогики, выполняются законы и принципы дидактики. При обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, общедидактические методы обучения: информационно-рецептивные, методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский и пр.
Формы организации занятий — фронтальные, индивидуальные и групповые, или в другой классификации: лекция, беседа, опрос, экскурсия, лабораторная работа, практикум, семинар и т. д.
Можно установить связи методики преподавания информатики практически с любыми науками.
Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).
При обучении информатике необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии (изучение текстовых редакторов, системы искусственного интеллекта), математики и физики (компьютерное моделирование), живописи и графики (изучение графических редакторов, системы мультимедиа) и пр. Таким образом, учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, причем постоянно пополняющим свои знания.
|
|
Информатика как наука и учебный предмет в школе.
Школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.
1) Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.
2) В области технического обеспечения школьная информатика имеет своей целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы; определить параметры оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники (КВТ); найти оптимальное соотношение использования серийных средств и оригинальных разработок, ориентированных на среднюю школу.
3) Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по всем школьным предметам, которые могут испытывать методологическое влияние информатики, и по курсам, при преподавании которых планируется использование средств информатики.
4) Проблемы организационного обеспечения, связанного с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учебного процесса, сложны и многообразны, особенно на первом этапе компьютеризации школьного образования. Сюда, в частности, относятся: организационно-технические мероприятия по обеспечению и последующему сопровождению технической базы школьной информатики; организации разработки, тиражирования и доставки педагогических программных средств (ППС) в школу; подготовка и переподготовка кадров для всех уровней системы.
|
|