Задачи взрослого в организации общения дошкольников

Материал для изучения по дисциплине ППООО.

Понятие «форма общения».

Характерные особенности разных форм общения.

М. И. Лисина для того, чтобы определить, как выстраивается общение ребенка и взрослого выделила следующие важнейшие структурные компоненты коммуникации:

1. Потребность в общении.

2. Мотивы общения –то, ради чего предпринимается общение.

3.Действия общения –инициативное действие, адресованное другому человеку и ответное действие.

4. Продукты общения –конечный результат, итог общения (отношения с другим человеком, избирательные привязанности, представления о самом себе и других людях)

5. Средства общения –то, с помощью чего ребенок коммуницирует (экспрессивно-мимические средства, речевые, предметно-действенные)

       Исходя из того, что на разных возрастных этапах у детей преобладают определенные мотивы, потребности, средства  общения, можно выделить разные формы общения.

Форма общения –коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития.

1.Ситуативно-личностная форма общения.

2.Ситуативно-деловая.

3.Внеситуативно-познавательная.

4.Внеситуативно-личностная.

Рассмотрим характеристики каждой из них более подробно.

Ситуативно-личностная форма общения.

Возрастные рамки –около 2 месяцев –6 месяцев.

Потребность: в доброжелательном внимании взрослых. В первом полугодии безразличие взрослого вызывает активную реакцию ребенка, как: он встревожен, угнетен, огорчен, его ответное поведение резко затормаживается. К 6 месяцам показывает большую радость, удовольствие и инициативность в общении с близкими взрослыми (если оно есть)

 Ведущий мотив: личностный. Может показаться странным разговор о личностных мотивах в условиях, когда дети не умеют точно различать разных людей. Но все же главное во взрослом, что толкает ребенка к взаимодействию  это свойство взрослого быть личностью. Поэтому общение малышей со взрослыми не обслуживает какое-то другое взаимодействие, а выступает как самостоятельные эпизоды нежности и ласки. Это общение непосредственно-эмоциональное. Своеобразие этой формы именно в тесной связи с эмоциями. Действия общения: ответные действия в общении младенцев со взрослым активно проявляются во время «комплекса оживления». Появляются и первые инициативные действия. например, если взрослый хмурился и молчал подходя к ребенку, малыш активно пытался начать общение –агукал, улыбался. Продукты общения: Средства общения:

  Ситуативно-деловая форма общения.

Возрастные рамки: от полгода до 3 лет.

Потребность: в сотрудничестве со взрослым. Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью сохраняется, но в резком отличии с предыдущим периодом, дети уже не соглашаются просто обмениваться ласками. Ребенок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, хваля за достижения, подбадривая при неуспехе.

Ведущий мотив: деловой. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и взрослые раскрываются теперь детям именно с этой стороны.

Действия общения: совместная со взрослым предметная деятельность.

Продукты общения: Средства общения:

Внеситуативно-познавательная форма общения.

Возрастные рамки:3 –5 лет.

 Потребность: стремление к уважению взрослого.

Эксперименты с разными программами отношения взрослого к ребенку (похвалы, порицания, безразличие) показали его обостренную чувствительность к оценкам окружающих людей.

Ведущий мотив: познавательный.

Взрослый теперь выступает перед ребенком как эрудит, способный разрешить их сомнения, дать им нужные сведения, обеспечить необходимой информацией. При этом общение носит внеситуативный характер, потому что обсуждаются проблемы, далекие от взаимодействия ребенка и взрослого, ведь ребенка интересует ни много ни мало, как устройство мира. Взаимосвязи в природе, суть вещей. Действия общения: Продукты общения: стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, постепенное построение ребенком субъективного образа мира. Средства общения: речевые операции.

Внеситуативно-личностная форма общения.

Возрастные рамки:5 –7 лет.

Потребность: в сопереживании и взаимопонимании со взрослым. Ребенок теперь не настаивает на похвале, для него важнее знать, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, но соглашается внести изменения в свою работу, чтобы достичь общности взглядов со взрослыми.

Ведущий мотив: личностный. Взрослый выступает перед ребенком в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и опыта. Дети этого возраста проявляют наибольший интерес к разговорам о себе, своих родителях, работе взрослых, друзьях, семье. Действия общения: Продукты общения: Средства общения: речевые операции.

 

Специфика общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Характерные особенности форм общения дошкольников со сверстниками.

Задачи взрослого в организации общения дошкольников.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд особенностей:

1.Большое разнообразие коммуникативных действий, которых практически нет в общении со взрослым. Ребенок спорит со сверстником, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д.

2.Яркая эмоциональная насыщенность общения. Например, в общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния, чем в общении со взрослыми. Столь сильная эмоциональная насыщенность связана с тем, что с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

 3.Нестандартность и нерегламентированность контактов детей. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Общение со сверстником дает возможность для свободного проявления себя.

4.Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание и действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза чаще. Такая несогласованность коммуникативных действий часто приводит к конфликтам и обидам среди детей.

 5.На протяжении дошкольного возраста появляются избирательные привязанности, дружба между детьми.

Формы общения дошкольников со сверстниками:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: