Эмоционально-практическая

Ситуативно-деловая.

Внеситуативно-деловая.

Эмоционально-практическое общение.

Возрастные рамки: 1 –3 года. Потребность: в соучастии и самовыражении. Ребенку необходимо и достаточно, чтобы сверстник вместе с ним шалил, кувыркался, бегал, баловался, и такое совместное действие вызывает бурную радость.

На втором году жизни у детей наблюдается интерес к другому ребенку, повышенное внимание к тому, что он делает.Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а самого сверстника, его желания, настроение, не замечают. Другой ребенок является для них своеобразным зеркалом, в котором они видят самих себя. Продукты: Действия: Средства–экспрессивно-выразительные движения, зрительный контакт, мимика. по ситуации. Они зависят от конкретной обстановки, в которой происходит общение и от действий партнера. Причем, если ввести привлекательный предмет, то взаимодействие вообще может разрушиться –дети переключаются на предмет или дерутся из-за него.

Ситуативно-деловая форма. Возрастные рамки: 4-6 лет. Дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество нужно отличать от соучастия. Если раньше дети действовали рядом, но не вместе, то теперь они заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия с другими. Потребность:

1. В сотрудничестве. 2. В признании и уважении сверстника.

Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике отношение к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Появляется пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Дети внимательно наблюдают за действиями друг друга, часто оценивают и критикуют, остро реагируют на оценку взрослого в адрес другого ребенка. Также они спрашивают об успехах других детей, демонстрируют свое превосходство, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. Некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Продукты: Действия: Средства: речь, но речь ситуативная.

Общение со сверстниками остается в основном ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в конкретной ситуации.

Внеситуативно-деловая форма.

Возрастные рамки: 6 до конца дошкольного возраста.

Общение, как и в предыдущем возрасте, происходит на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности, поэтому данная форма и сохранила название деловой. Но сама игра к концу дошкольного возраста меняется. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и личностные свойства –его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.

 К 6 годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку, поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить от наказания. Формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Однако такое отношение складывается не у всех. У многих старших дошкольников конкурентное отношение сохраняется. Потребность: в дружбе, в личностном общении. Продукты общения: Действия общения: Средства: Дети много разговаривают друг с другом, но в основном о том, где они были и что видели, делятся планами и предпочтениями, дают оценки другим. Могут достаточно долго просто разговаривать, не совершая при этом никаких действий.

Задачи взрослого: Эффективным является такой путь, при котором взрослый налаживает отношения детей, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, предлагает другим повторить его действия. С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для хорошего отношения детей друг к другу имеют совместные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Первыми и самыми простыми являются хороводы:

«Дождик», «Раздувайся, пузырь», «Карусели».

Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания. Несколько сложнее игры, в которых нужно действовать небольшими группами по очереди (например) –«Куклы пляшут», «Подарки» и др. в таких играх дети учатся уступать, ждать, делиться.

Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену (например)  –«Зайка», «Магазин игрушек». Данные игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам.

Дальнейшие игры направлены на формирование гуманного отношения к сверстникам, оценке своего поведения и партнеров по игре (например) –«Догонялки»,  «Воробушки и автомобили», «Смелые мышки», «Поросята и волк» и т.д. В заключительных играх дети учатся помогать друг другу –«Лиса и гуси», «Салочки-выручалочки».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: