Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) | |||||
Введение. Основы исторических знаний. Специфика развития общества | Значение изучения истории и общества. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Периодизация развития человеческого общества. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения истории и обществознания в освоении профессий СПО и специальностей СПО. | |||||
1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ | ||||||
1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. | |||||
1.2 Происхождение человека | Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. Археологические памятники палеолита на территории России. Первое и второе общественное разделение труда. Появление ремесла и торговли. Начало формирования народов. Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города. Характерные черты первобытной культуры, зарождение и развитие религии и искусства. | |||||
1.3 Исторический процесс | Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического развития (формационный, цивилизационный подходы, их сочетание). Периодизация всемирной истории. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как форма социального изменения. Понятие общественного прогресса. | |||||
1.4 Общество и природа | Человеческое общество – это творец. Преобразователь создатель культуры. Человек общество – Завоеватели природы? Природы и общества – неразрывная связь. | |||||
2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
| ||||||
2.1. Древнейшие государства. Великие державы Древнего Востока | Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации. | |||||
2.2 Античные цивилизации | Особенности географического положения и природы Греции. Минойская и микенская цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах. Спарта и ее роль в истории Древней Греции. Греко-персидские войны, их ход, результаты, последствия. Расцвет демократии в Афинах. Причины и результаты кризиса полиса. Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты. Эллинистические государства — синтез античной и древневосточной цивилизации. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Борьба с Карфагеном. Превращение Римской республики в мировую державу. Система управления в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спартака. От республики к империи. Римская империя: территория, управление. | |||||
2.3 Человек как духовное существо | Образование цивилизация, как часть процесса формирования культуры. Развитие духовного мира человека. Бездуховность. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Высшие человеческие ценности, ценностные ориентации осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними | |||||
2.4 Мировоззрение и его роль в жизни человека | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления | |||||
2.5 Основные формы и функции религии | Охарактеризовать роль религии в различные периоды истории человеческого общества. Дать определение термину, описать его сущность, форми проявления и функции | |||||
2.6 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций | Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство. Античная культура как фундамент современной мировой культуры. Религиозные представления древних греков и римлян. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Особенности мировоззрения древних. Характерные черты и особенности научного мировоззрения. | |||||
3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
| ||||||
3.1 Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе | Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков, характеристика источников по этой эпохе. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в европейском обществе раннего Средневековья Рассказ с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснение причин его возвышения и разделения. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат». Характеристика системы управления в Арабском халифате, значения арабской культуры | |||||
3.2 Основные черты западноевропейского феодализма | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал». Раскрытие современных подходов к объяснению сущности феодализма. Рассказ о жизни представителей различных сословий средневекового общества: рыцарей, крестьян, горожан, духовенства и др. (сообщение, презентация) Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «цех», «гильдия», «коммуна». Систематизация материала о причинах возникновения, сущности и значении средневековых городов. Характеристика взаимоотношений горожан и сеньоров, различных слоев населения городов | |||||
3.3 Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы | Характеристика роли христианской церкви в средневековом обществе. Рассказ о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи. Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях | |||||
3.4 Мораль как элементы общественного развития | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Особенности развития морали в различные периоды развития человеческого общества. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Изменение искусства в процессе развития общества. | |||||
3.5 Образование, его значение для личности и общества | Охарактеризовать процесс развития образовательной системы в различные исторические периоды. Описать особенности воспитания. Обозначить роль образования, как способа передачи знания и опыта | |||||
3.6 Зарождение централизованных государств в Европе | Англия и Франция в Средние века. Держава Плантагенетов. Великая хартия вольностей. Франция под властью Капетингов на пути к единому государству. Оформление сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии. Рождение Османской империи и государства Европы. Пиренейский полуостров в Средние века. Реконкиста. Образование Испании и Португалии. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Перемены во внутренней жизни европейских стран. «Черная смерть» и ее последствия. Изменения в положении трудового населения. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Завершение складывания национальных государств. Окончательное объединение Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Укрепление королевской власти в Англии. | |||||
3.7 Искусство как форма общественного сознания | Виды искусства. Его роль в жизни людей. Художественная культура (стили, творцы, памятники искусства). Изобретение книгопечатания и последствия этого события. | |||||
3.8 Духовная культура личности и общества в Средние века | Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Ассимиляция. Эволюция представлений о свободе научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Особенности развития образовательной системы в Мире. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни человека и общества. Правовое регулирование образования. Наука, ее основные ценности, стремление к точному значению. Законы развития общества. | |||||
4. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
| ||||||
4.1 Восточные славяне в VII –VIII вв. Образование Древнерусского государства | Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований. Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство». Составление хронологической таблицы о деятельности первых русских князей | |||||
4.2 Крещение Руси и его значение | Актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах. Рассказ о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси. Оценка значения принятия христианства на Руси | |||||
4.3 Общество Древней Руси. Раздробленность на Руси | Характеристика общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей. Анализ содержания Русской Правды. Указание причин княжеских усобиц. Составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха) Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности. Указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель Рассказ о развитии культуры в Древней Руси. Характеристика памятников литературы, зодчества Древней Руси. Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси для современного общества | |||||
4.3 Общество Древней Руси. Раздробленность на Руси | Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель | |||||
4.4 Социальные отношения. Социальная роль личности | Социальные отношения. Понятия социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе | |||||
4.5 Социальная стратификация | Стратификация. Страта. Социальная стратификация. Социальная мобильность и ее типы: горизонтальная, вертикальная, индивидуальная, групповая, структурная | |||||
4.6 Роль семьи в обществе | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Понятия семейных отношений в разные периоды истории. Порядок, условия заключения и расторжения брака. | |||||
4.7 Социальные нормы и конфликты | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкции. Самоконтроль. Девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни | |||||
4.8 Монгольское завоевание и его последствия | Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний. Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей. Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составление характеристики Александра Невского. Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения | |||||
4.9 Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства. | Раскрытие причин и следствий объединения русских земель вокруг Москвы. Аргументация оценки деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего развития России Указание на исторической карте роста территории Московской Руси. Составление характеристики Ивана III. Объяснение значения создания единого Русского государства. Изложение вопроса о влиянии централизованного государства на развитие хозяйства страны и положение людей. Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и начале их закрепощения | |||||
4.10 Формы государства, понятия и признаки | Государство, как система управления. Значимость его образования. Формы государства: формы правления, территориально – государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки | |||||
5. РОССИЯ В ХVI— ХVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ | ||||||
5.1. Россия в правление Ивана Грозного | Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право». Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов. Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства. Объяснение причин, сущности и последствий опричнины. Обоснование оценки итогов правления Ивана Грозного | |||||
5.2. Смутное время начала XVII века | Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Указание на исторической карте направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И. И. Болотникова, Лжедмитрия II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского. Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России | |||||
5.3. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения Становление абсолютизма в России. | Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке. Раскрытие важнейших последствий появления и распространения мануфактур в России. Раскрытие причин народных движений в России XVII века. Систематизация исторического материала в форме таблицы «Народные движения в России XVII века» Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы». Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти. Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви. Характеристика значения присоединения Сибири к России. Объяснение того, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII веке | |||||
5.4 Нации и межнациональные отношения | Этнические общности. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм, межнациональный конфликты и пути их преодоления. Национальная политика | |||||
5.5 Свобода и ответственность | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Ядро свободы – это выбор. Ответственность – это категория этики и права. Отклоняющееся поведение и его типы. Причины и последствия девиантного поведения. Деликвентное поведение. | |||||
6. СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА В ХVI —ХVIII ВЕКАХ | ||||||
6.1. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе | Объяснение причин и сущности модернизации. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мануфактура», «революция цен». Характеристика развития экономики в странах Западной Европы в ХVI— ХVIII веках. Раскрытие важнейших изменений в социальной структуре европейского общества в Новое время. Рассказ о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии | |||||
6.2. Великие географические открытия. Образования колониальных империй | Систематизация материала о Великих географических открытиях (в форме хронологической таблицы), объяснение, в чем состояли их предпосылки. Характеристика последствий Великих географических открытий и создания первых колониальных империй для стран и народов Европы, Азии, Америки, Африки | |||||
6.3. Становление абсолютизма в европейских странах | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм». Раскрытие характерных черт абсолютизма как формы правления, приведение примеров политики абсолютизма (во Франции, Англии). Рассказ о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов. Участие в обсуждении темы «Особенности политики "просвещенного абсолютизма" в разных странах Европы» Характеристика предпосылок, причин и особенностей Английской революции, описание ее основных событий и этапов. Раскрытие значения Английской революции, причин реставрации и «Славной революции». Характеристика причин и последствий промышленной революции (промышленного переворота), объяснение того, почему она началась в Англии | |||||
6.4 Экономика и экономическая | Особенности развития представлений об экономике. Первые формы экономических отношений. Развитие денежной системы. Первые кризисы в экономике. Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства | |||||
6.5 Экономика производителя | Великие Географические открытия, как результат зарождения предпринимательской деятельности в Европе. Факторы производства. Предпринимательство и предпринимательские способности. Издержки и прибыли. Бизнес и предпринимательство. | |||||
6.6 Экономические системы | Экономическая система - способ взаимодействия экономических субъектов. Типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная. | |||||
6.7 Роль государства в экономике | Основные организационные формы предпринимательства. Главная цель государственного регулирования экономики. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и Облигации. Фондовый рынок. Роль центрального банка | |||||
6.8 Экономический рост и развитие | Ведущие экономические показатели динамики экономического роста. Внутренний валовой продукт. Темп экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост | |||||
7. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVII— ХVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ | ||||||
7.1. Россия в период реформ Петра I. | Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I: 1) в государственном управлении; 2) в экономике и социальной политике; 3) в военном деле; 4) в сфере культуры и быта. Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось | |||||
7.2. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения | Характеристика основных черт социально-экономического развития России в середине — второй половине XVIII века. Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е. И. Пугачева | |||||
7.3. Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века | Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях). Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II. | |||||
7.4. Внутренняя и внешняя политика России в царствование Павла I | Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения. Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода | |||||
7.5 Основные проблемы экономики России | Модернизация экономики в истории России. Становление рыночной экономики в России. Особенности экономики в России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российского государства в процессе его развития. Россия в мировой экономике | |||||
7.6 Русская культура XVIII века | Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль. Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Рассказ о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIII веке, подготовка презентации на эту тему. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по залам музея русского искусства ХVIII века | |||||
7.7 Правовое государство, понятие и признаки | Теории возникновения государства. Особенности становления правового государства в разных странах. Признаки правового государства. Президентская республика. Парламентская республика. Международные документы о правах человека и защита прав | |||||
7.8 Гражданское общество и государство | Особенности формирования гражданского самосознания в России и странах Европы. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность | |||||
7.9 Развитие России и мира с древнейших времен до Нового времени. Итоговое занятие | Становление государственности, национального самосознания, организация экономических и политических связей. Становление абсолютизма в России и мире | |||||
8. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ | ||||||
8.1. Промышленный переворот и его последствия | Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции. Раскрытие сущности, экономических и социальных последствий промышленной революции | |||||
8.2 Виды, причины и последствия инфляции | Инфляция. Виды инфляции: умеренная, галопирующая, гиперинфляция, сбалансированная, несбалансированная, ожидаемая, непредвидимая. Причины инфляции. Последствия инфляции. | |||||
8.3 Политическое развитие стран Европы и Америки | Систематизация материала по истории революций XIX века в Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов. Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества. Сравнение путей создания единых государств в Германии и Италии, выявление особенностей каждой из стран. Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Составление характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета | |||||
8.4 Участники политического процесса | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Революции и реформы – выбор народа. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. | |||||
8.5 Политические партии и движения | Политические партии и движения, их классификация. Идейно - политические системы в процессе развития человеческого общества: консерватизм, либерализм, социал – демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в истории. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | |||||
9. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА | ||||||
9.1. Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай и Япония | Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в ХIХ веке. Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI—XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI— XIX веках Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран | |||||
9.2 Рынок и рыночная экономика | Формирования мирового рынка в результате колонизации. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложений. Рыночные равновесия. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Производительность труда | |||||
10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ | ||||||
10.1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века | Систематизация материала о политическом курсе императора Александра I на разных этапах его правления (в форме таблицы, тезисов и т. п.). Характеристика сущности проекта М.М. Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал. Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков) | |||||
10.2. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века | Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса. Представление характеристик Николая I и государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы) Характеристика основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века, взглядов западников и славянофилов, выявление общего и различного. Высказывание суждений о том, какие идеи общественно-политической мысли России XIX века сохранили свое значение для современности (при проведении круглого стола, дискуссии) | |||||
10.3. Внешняя политика России во второй четверти XIX века | Составление обзора ключевых событий внешней политики России во второй четверти XIX века (европейской политики, Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий. Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны | |||||
10.4. Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Контрреформы | Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 — 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати). Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 — 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ | |||||
10.5 Право в системе социальных норм | Развитие прав и свобод человека. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношение и их структура | |||||
10.6 Экономическое развитие во второй половине XIX века | Сопоставление этапов и черт промышленной революции в России с аналогичными процессами в ведущих европейских странах (в форме сравнительной таблицы). Систематизация материала о завершении промышленной революции в России; конкретизация общих положений на примере экономического и социального развития своего края. Объяснение сути особенностей социально-экономического положения России к началу XIX века, концу XIX века | |||||
10.7 Русская культура XIX века | Раскрытие определяющих черт развития русской культуры в XIX века, ее основных достижений; характеристика творчества выдающихся деятелей культуры (в форме сообщения, выступления на семинаре, круглом столе). Подготовка и проведение виртуальных экскурсий по залам художественных музеев и экспозициям произведений живописцев, скульпторов и архитекторов ХIХ века. Осуществление подготовки и презентации сообщения, исследовательского проекта о развитии культуры своего региона в XIX века. Оценка места русской культуры в мировой культуре XIX века | |||||
10.8 Общество как сложная система | Процесс смены поколений, как результат увеличения экономических темпов развития общества. Представление об обществе как сложной динамической системе. Подсистемы или элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду | |||||
11. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ | ||||||
11.1 Мир в начале ХХ века | Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале XX века. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран. Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века Объяснение и применение в историческом контексте понятия «пробуждение Азии». Сопоставление путей модернизации стран Азии, Латинской Америки в начале ХХ века; выявление особенностей отдельных стран. Объяснение, в чем заключались задачи и итоги революций в Османской империи, Иране, Китае, Мексике | |||||
11.2 Россия на рубеже XIX—XX веков. Революция 1905—1907 годов в России. Столыпинские реформы | Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века. Представление характеристики Николая II (в форме эссе, реферата). Систематизация материала о развитии экономики в начале XX века, выявление ее характерных черт Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905 — 1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия». Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами). Раскрытие причин, особенностей и последствий национальных движений в ходе революции. Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905 — 1907 годов в своем регионе. Оценка итогов революции 1905 — 1907 годов. Раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П. А. Столыпина, его аграрной реформы. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия» | |||||
11.3 Рынок труда и безработица | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложений труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, её причины и экономические последствия. Рациональный потребитель | |||||
11.4 Основы конституционного права Российской Федерации | Конституционное право как отрасль российского права. История развития конституционных норм в России и в мире. Основы конституционного строя в России ХХ - ХХIвв. Система государственных органов России. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление | |||||
11.5 Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов | Характеристика причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны. Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрытие их взаимообусловленности. Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны. Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах. Характеристика жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров). Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к революции?» | |||||
11.6 Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю | Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета. Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны — осени 1917 года Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения (в ходе диспута). Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание». Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира. Участие в обсуждении роли В. И. Ленина в истории ХХ века (в форме учебной конференции, диспута) | |||||
11.7 Гражданская война в России | Характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения. Проведение поиска информации о событиях Гражданской войны в родном крае, городе, представление ее в форме презентации, эссе. Сравнение политики «военного коммунизма» и нэпа, выявление их общие черт и различий | |||||
11.8 Мировая экономика | Процесс глобализации как результат формирования международных экономических и политических связей. Субъекты и главные движущие силы международных экономических отношений. Формы международных экономических отношений. Регулирование внешней экономической деятельности | |||||
12 МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ | ||||||
12.1. Европа и США. Недемократические режимы | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт». Систематизация материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций). Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы. Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов и его последствий. Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф. Рузвельта Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм». Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии. Систематизация материала о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий | |||||
12.2Международные отношения | Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920 — 1930-е годы. Участие в дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших международных событий 1920— 1930-х годов | |||||
12.3 Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР | Участие в семинаре на тему «Нэп как явление социально-экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920— 1930-е годы | |||||
12.4 Индустриали - зация и коллективизация в СССР | Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов. Характеристика причин, методов и итогов индустриализации и коллективизации в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ». Проведение поиска информации о ходе индустриализации и коллективизации в своем городе, крае (в форме исследовательского проекта) | |||||
12.5 Советское государство и общество в 1920— 1930-е годы. Советская культура в 1920— 1930-е годы | Раскрытие особенностей социальных процессов в СССР в 1930-е годы. Характеристика эволюции политической системы в СССР в 1930-е годы, раскрытие предпосылок усиления централизации власти. Анализ информации источников и работ историков о политических процессах и репрессиях 1930-х годов, оценка этих событий Систематизация информации о политике в области культуры в 1920 — 1930-е годы, выявление ее основных тенденций. Характеристика достижений советской науки и культуры. Участие в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах ученых, деятелей литературы и искусства 1920 — 1930-х годов (в форме биографических справок, эссе, презентаций, рефератов). Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии в СССР | |||||
13. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА | ||||||
13.1 Накануне мировой войны | Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приведение оценок Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939 года | |||||
13.2 Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане | Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план "Барбаросса"», «план "Ост"», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны». Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны. Характеристика значения битвы под Москвой | |||||
13.3 Второй период Второй мировой войны | Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). Показ особенностей развития экономики в главных воюющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики. Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.). | |||||
13.4 Окончание Второй мировой войны | Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны. Характеристика итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения. Участие в подготовке проекта «Война в памяти народа» (с обращением к воспоминаниям людей старшего поколения, произведениям литературы, кинофильмам и др.) | |||||
14. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА | ||||||
14.1. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны» | Представление с использованием карты характеристики важнейших изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны. Раскрытие причин и последствий укрепления статуса СССР как великой державы. Характеристика причин создания и основ деятельности ООН. Объяснение причин формирования двух военно-политических блоков | |||||
14.2 Образование единой правовой системы. Источники права | Основы источники права. Формы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Подзаконный акт | |||||
14.3 Правоотношение и правонарушение | Правоотношение – это общественное отношение. Правоотношение охраняется государством. Правонарушение – неправомерное общественное деяние. Признаки правонарушения – противоправность. Преступление. Поступки. Государственное принуждение | |||||
14.4 Ведущие капиталистические страны. Страны Восточной Европы | Характеристика этапов научно-технического прогресса во второй половине ХХ — начале ХХI века, сущности научно-технической и информационной революций, их социальных последствий. Раскрытие сущности наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на примере отдельных стран). Представление обзора политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века. Высказывание суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия. Раскрытие предпосылок, достижений и проблем европейской интеграции Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века. Сбор материалов и подготовка презентации о событиях в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна», «Солидарность», «бархатная революция», «приватизация». Систематизация и анализ информации (в том числе из дополнительной литературы и СМИ) о развитии восточноевропейских стран в конце ХХ — начале ХХI века | |||||
15. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945—1991 ГОДЫ | ||||||
15.1. СССР в послевоенные годы. СССР в 1950 — начале 1960-х годов | Систематизация материала о развитии СССР в первые послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней и внешней политики. Характеристика процесса возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы. Проведение поиска информации о жизни людей в послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы). Участие в подготовке презентации «Родной край (город) в первые послевоенные годы» Характеристика перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ. Проведение обзора достижений советской науки и техники во второй половине 1950 — первой половине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения | |||||
15.2. СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов | Систематизация материала о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980-х годов (в форме сообщения, конспекта). Объяснение, в чем проявлялись противоречия в развитии науки и техники, художественной культуры в рассматриваемый период. Проведение поиска информации о повседневной жизни, интересах советских людей в 1960 — середине 1980-х годов (в том числе путем опроса родственников, людей старших поколений). Оценка государственной деятельности Л. И. Брежнева. Систематизация материала о развитии международных отношений и внешней политики СССР (периоды улучшения и обострения международных отношений, ключевые события) | |||||
15.3. СССР в годы перестройки | Характеристика причин и предпосылок перестройки в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов». Проведение поиска информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки. Составление характеристики (политического портрета) М. С. Горбачева (с привлечением дополнительной литературы). Участие в обсуждении вопросов о характере и последствиях перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР, высказывание и аргументация своего мнения | |||||
15.4 Права и обязанности граждан Российской Федерации | Основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду | |||||
15.5 Защита Отечества – обязанность гражданина РФ | Воинская обязанность. Защита Отечества. Альтернативная гражданская служба | |||||
15.6 Субъекты права. Правовой статус личности | Право. Категории субъекта права: гражданское государство, иностранные граждане, лица без гражданства, организации. Гражданство. Причины гражданства. Дееспособность | |||||
15.7 Развитие советской культуры в 1945—1991 годы | Характеристика особенностей развития советской науки в разные периоды второй половины ХХ века. Подготовка сравнительной таблицы «Научно-технические открытия стран Запада и СССР в 1950 — 1970-е годы». Рассказ о выдающихся произведениях литературы и искусства. Объяснение, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики. Рассказ о развитии отечественной культуры в 1960 — 1980-е годы, характеристика творчества ее выдающихся представителей | |||||
16. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ— ХХI ВЕКОВ | ||||||
16.1 Формирование российской государственности | Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников. Характеристика темпов, масштабов, характера и социально-экономических последствий приватизации в России. Сравнение Конституции России 1993 года с Конституцией СССР 1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам. Объяснение причин военно-политического кризиса в Чечне и способов его разрешения в середине 1990-х годов. Оценка итогов развития РФ в 1990-е годы. | |||||
16.2 Социальное развитие и молодежь | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. | |||||
16.3 Государственное устройство Российской Федерации | Форма государственного устройства. Система государственных органов РФ. Президент РФ. Федеральное собрание Правительства РФ. Судебная система и правоохранительные орган РФ | |||||
16.4 Россия в начале ХХI века | Систематизация и раскрытие основных направлений реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века. Рассказ о государственных символах России в контексте формирования нового образа страны. Представление краткой характеристики основных политических партий современной России, указание их лидеров. Указание глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулась России в ХХI веке | |||||
16.5 Рыночные реформы в РФ | Экономика современной России. Важная задача – построение эффективно действующую рыночную экономику. Частные задачи: финансовая стабилизирующая, развитие предпринимательства, аграрный сектор | |||||
16.6 Россия и мир в XXI веке | Разработка и реализация планов дальнейшего развития России. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 года. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и противоречия культурного развития | |||||
16.7 Отрасли российского права | Отрасль права и её особенности и отличительные черты Главные отрасли права: Конституционное, Гражданское, Уголовное. Семейное, Гражданско - процессуальное право. Уголовно - процессуальное право, Административное право, Финансовое право, Международное право. | |||||
16.8 Гражданское право | Гражданское право и гражданское правоотношение. Физические лица, юридические лица, гражданское право все договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности, имущественные права. | |||||
16.9 Политика и власть | Процессы образования властных структур на современном этапе. Понятие и признаки власти, особенности политической власти. Политическая система и ее внутренняя структура. Политические институты | |||||
16.10 Глобализация человеческого общества | Особенности современного мира. Процессы глобализации, антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны и их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза человечеству. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем | |||||
16.11 Международное право | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Система международной защиты прав человека. | |||||
16.12 Россия в мире. Роль России в современном мире | Характеристика ключевых событий политической истории современной России в XXI веке. Систематизация материалов печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представление их в виде обзоров, рефератов. Проведение обзора текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны. Характеристика места и роли России в современном мире | |||||
Политическое устройство России и стран мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития | |||||
География мировых природных ресурсов на территории России и стран мира | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов М.О. | |||||
География населения России и стран мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы | |||||
Мировое хозяйство России и стран мира | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития | |||||
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира
| |||||
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.Умение называть страны, являющиеся ведущими мироыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими миро- выми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей | |||||
Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании | |||||
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии
| |||||
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохояйственные районы Африки | |||||
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопро-мышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объ Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|