Задание на письменную экзаменационную работу (Приложение 2), отзыв руководителя (Приложение 4) вкладываются в работу отдельно.
Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение – 10%, заключение – 5%, большую часть работы занимает основная часть.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей ПЭР и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 1).
Содержание
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются (Приложение 3). В письменной экзаменационной работе составляется сложный план с выделением глав и параграфов.
Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы и заканчиваются без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
|
|
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.
Введение
Во введении раскрывается актуальность темы, цель и задачи работы, методы исследования.
Введение - вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая составляет 10% от общего объема ПЭР, обязательно включает следующие элементы методологического аппарата в порядке их расположения:
· обоснование актуальности выбранной темы;
· формулировка объект исследования;
· формулировка предмета исследования;
· определение цели работы (проекта);
· определение задач работы (проекта);
· описание методов исследования.
Введение включает в себя аргументированное обоснование значимости выбранной проблемы и необходимость ее разрешения; показ недостатков, которые следует устранить, а также степень разработанности проблемы в научной литературе с указанием имен ведущих специалистов, исследующих данную проблему, прослеживается логико-историческое направление их поисков.
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых технологиях;
- потребностью практики.
Обосновать актуальность, значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
|
|
Для того, чтобы обозначить актуальность исследования, необходимо ответить на вопрос: почему данную проблему необходимо изучать в данное время?
Объект исследования – это процесс, в котором отражается определенная совокупность свойств и отношений, это широкое поле исследования. По сути, это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Этот элемент научного аппарата отвечает на вопрос: что рассматривается?
Понятие «предмет исследования» значительно уже и конкретнее объекта: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.
При определении предмета исследования следует ответить на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
Таким образом, объект и предмет исследования связаны как часть и целое.
Следующий элемент, который необходимо сформулировать, - цель проекта. Цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Важно определить цель, при этом следует ответить на вопрос : какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
Формулировку цели ПЭР также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
§ выявить ….;
§ установить….;
§ обосновать…..;
§ уточнить……;
§ разработать…….
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.
Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные – не более 4-5.
Методы исследования – это своеобразный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть изучаемой проблемы. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. Все многообразие методов можно разделить на две группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. К ним относятся: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др. Эмпирические методы (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, моделирование, компьютерный эксперимент, изучение литературы и др.) служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений.
Обязательно наличие всех составляющих введения в строгой очередности.
Основная часть ПЭР
В основной части работы подробно рассматриваются и обобщаются результаты исследования. Содержание глав основной части должно точно соответствовать темам выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы и полностью их раскрывать. Эти главы должны показать умение лаконично, логично и аргументировано излагать материал.
Основную часть выпускной письменной экзаменационной работы следует делить на разделы и подразделы. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
|
|
Как правило, письменная экзаменационная работа содержит две главы, каждая из которых в свою очередь делится на несколько параграфов.
Параграфы ПЭР должны быть по объему не менее 2 страниц.
Главы работы должны быть примерно равнозначны по объему.
В теоретической части работы раскрываются теоретические основы разрабатываемой темы.
Практическая часть содержит описание процесса выполнения практической квалификационной работы. Здесь может содержаться описание рабочего места, разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, параметров и режимов ведения процесса, а также краткая характеристика продукта деятельности.
Заключение
В заключении представляются общие выводы по работе, достигнутые результаты, определяется выполнение поставленных целей, задач.
Заключение составляет 5% от общего объема работы. В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.