Развивается с 50-60 годов, в основе имеет развитие кибернетики. Идея программированного обучения в том, что весь изучаемый материал разбивается на дозы. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. И после успешной проверки идёт переход к следующей дозе информации. Это называют шагом обучения (предъявление-усвоение-проверка). То есть обучение – пошаговое.
Структура программированного обучения:
Учитель/учебник/компьютер | Ученик |
Предъявление первой дозы материала | Восприятие информации |
Объясняет первую дозу материала и действия с этим материалом | Выполняет операцию по усвоению первой дозы |
Ставит контрольные вопросы | Отвечает на контрольные вопросы |
Если ответ верный – предъявляет вторую материала, если нет – объясняет ошибку и возвращает к работе с первой дозой или с предыдущим материалом | Переходит к изучению следующей дозе материала, если ответ верный, если нет – возвращается к изучению предыдущего материала |
Написание програмированных учебников на основании такого пошагового изучения материала (60- начало 70 годов) было отвергнуто из-за громоздкости работы с такими учебниками. На смену им пришли обучающие программы.
|
|
Обучающая программа – это главное понятие программированного обучения. Это совокупность материала и предписаний работы с ним.
Программы бывают:
- линейные
- разветвлённые
- смешанные
Размещаются на магнитных носителях.
Достоинства программированного обучения:
+ мелкие дозы материала усваиваются безошибочно и это даёт высокие результаты в обучении в целом
+ темп усвоения выбирается самим учеником
Минусы:
- не всякий материал поддаётся пошаговой обработке
- ограничивается умственное развитие ребенка, так как выполняемые операции в основном
- дефицит эмоций и общения
Идеи программированного обучения породили ряд новых технологий в обучении (блочно-модульная технология)
Тема 7. Средства обучения.