Методика построения и ведения урока народно-сценического танца

 

Развитие народно-сценического танца во многом зависит от теоретически правильной, методически разработанной и тесно связанной с практикой системы обучения и воспитания исполнителя. Уровень развития народно-сценического танца требует подготовки высококвалифицированных исполнителей - в совершенстве владеющих своим телом, обладающих достаточным запасом актерского мастерства, умеющих в четкой телесно-пластической форме передать национальные особенности танцев различных народностей. 

Особенности построения урока народно-сценического танца зависят от конкретных педагогических задач, типа образовательного или культурно-досугового учреждения, условий функционирования хореографического коллектива, степени подготовленности учащихся.

В зависимости от педагогических задач уроки по народно-сценическому танцу можно классифицировать следующим образом:

- обучающий урок;

- тренировочный урок;

- контрольный урок;

- показательный урок.

Основная задача обучающего урока — изучение методики исполнения упражнений у станка, освоение отдельных элементов, комбинированных заданий и этюдных работ на середине зала. Одновременно с этим решаются задачи художественно-технического планов: развитие двигательного аппарата учащихся, воспитания музыкальности, выразительности исполнения народно-сценического танца. Характерными особенностями обучающего урока является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением и расчленением соединений на отдельные компоненты, а также выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к «генеральному» движению. Данный вид урока находит наибольшее применение на начальных этапах обучения данной дисциплины.  

Цель тренировочного урока — закрепление и сохранение достигнутого уровня исполнительского мастерства, развитие техники танца. Такой урок можно использовать в комплексе с обучающим, и как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем случае подбор упражнений направлен на решение задач специальной двигательной подготовки, совершенствования манеры, характера, выразительности исполнения, музыкальности. По сравнению с обучающим, тренировочный урок, является более узконаправленным, насыщается комбинированными элементами конкретной программы, сокращается по времени за счет уменьшения количества упражнений и проведения их серийно-поточным методом.

Главная задача контрольного урока — обобщение и воспроизведение пройденного учебного материала определенного раздела программы по народно-сценическому танцу. Контрольные уроки позволяют выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся, активизировать работу по освоению учебного материала, скорректировать недостатки в обучении, наметить пути дальнейших действий. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, рост познавательных потребностей. Осуществляется контрольный урок в различной форме: экзамен, зачет, устный опрос, открытый урок.

В период непосредственной подготовки к концертному выступлению проводится разминочный урок. В содержание данного урока входит стабильный комплекс упражнений, цель которого — подготовка психофизиологического аппарата исполнителя, снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности) перед выходом на сценическую площадку. Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере освоения учащийся выполняет самостоятельно (индивидуальная разминка) или коллективно.

В практикепреподавания народно-сценического танца в средних и высших учебных заведениях культуры и искусств большое распространение получилипоказательные уроки. Главное здесь — это зрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных упражнений, сменой темпа, характера движений, согласованностью работы исполнителей и уровнем исполнительского мастерства учащихся.

Обязательным элементом всех охарактеризованных выше уроков является организационный момент, который предполагает постановку дидактических задач и обеспечение их принятия учащимися, создание творческой атмосферы, установки на восприятие, осмысление и запоминание учебного материала. К общим задачам можно отнести: освоение методики исполнения народно-сценического танца, накопление и закрепление теоретических знаний и практических навыков, изучение танцевальной культуры народов мира, развитие координации, выразительности танца, раскрытие творческой индивидуальности учащихся, формирование и развитие художественных потребностей, интересов, вкусов, моти­вов деятельности, определяющих избирательное поведение личности и степень ее активности в учебном процессе. Помимо общих дидактических задач, на каждом уроке народно-сценического танца ставятся конкретные (частные) задачи по обучению и совершенствованию определенных умений и навыков. Правильная постановка задач определяет содержание урока, способствует лучшей его организации и проведению. Отсутствие конкретных задач приводит к тому, что урок делается нецеленаправленным и малоэффективным.

Методика обучения народно-сценическому танцу построена на изучении, освоении и осмыслении технических и выразительных качеств целых групп движений, последовательность в овладении которыми образует структуру урока. Структура урока народно-сценического танца является классической: подготовительная, основная, заключительная части. Существующая типовая структура урока обеспечивает эффективное построение и проведение занятий по народно-сцени-ческому танцу, но не следует относиться к ней как к незыблемому правилу. В любых условиях, с любым составом учеников следует творчески подходить к методике, искать в ней наиболее прогрессивные приемы, допуская возможность частных отклонений от стандарта и целесообразных изменений в нем. Типовая структура – это всего лишь ориентир, которым руководствуются при создании конкретных вариантов уроков с учетом пола, возраста и подготовленности учеников, соотнося эти показатели с периодами проведения занятий и их задачами. Вариативный подход к организации занятий поможет увеличить продуктивность педагогического процесса, улучшить его результаты.

В подготовительной части (вводная) - решаются задачи организации занимающихся, установления контакта между учениками и преподавателем, подготовка психофизиологического аппарата к выполнению упражнений основной части занятия. Средствами, которыми решаются данные задачи, являются разновидности ходьбы, бега, общеразвивающие упражнения, которые способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы.

Та часть урока, в которой решаются главные дидактические задачи, является основной. В зависимости от степени технической сложности, объема и содержательной наполненности хореографические структуры учебных форм танца делятся на три основных вида: упражнения у станка (как наиболее простые по содержанию построения), учебные хореографические комбинации, отличающиеся определенной сложностью своего строения и хореографические композиции (этюдные работы).

Экзерсис (от франц. exercice - упражнение) - система групп движений танца у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений (э.с.599). Экзерсис складывается из одних и тех же «па», которые усложняются в зависимости от степени приобретения учащимися двигательных навыков, освоения программы обучения, подхода педагога и метода его преподавания.

На начальном этапе обучения особое внимание в упражнениях у станка, затем на середине зала, следует уделить постановке ног, корпуса, рук и головы. Методика народно-сценического танца придерживается, общепринятых танцевальных позиции и положений ног, рук присущих классическому танцу. Однако существует ряд закрытых и прямых позиций ног сохраняющих  невыворотное положение. Последовательность изучения позиций ног – I, II, III, V. С IV-й позицией знакомятся значительно позже. Приступая к изучению позиций ног необходимо объяснить учащимся понятие опорной и работающей ноги, открытых и закрытых позиций, положения на низких полупальцы и высоких полупальцах.  

Позиции рук первоначально изучаются на середине зала.   Рекомендуется, вначале проработать подготовительное положение, затем I, II, IV позиции. Особое внимание следует уделить постановке кисти, правильной группировке пальцев, а также положению локтевого сустава в IV-й позиции. Движения рук обусловлены, этнографическими и импровизационно-творческими возможностями исполнения народного танца, что позволяет вариативно использовать в комбинированных заданиях их сочетание, совершенствовать координацию движений, оптимально освоить национальное своеобразие танца.  

  Технические функции народно-сценического танца требует большого участия в танце всего тела. Поэтому основные правила и законы движений корпуса и рук регламентированы не так сурово и жестоко. Ход рук, наклоны и перегибы корпуса остаются те же, что и в классической редакции, но в движения и положения рук, корпуса вносятся национальные особенности того или иного танца. В тех характерных движениях, где основной прием заимствуется из классики (пируэты, туры, кабриоли и др.), как правило, корпус сохраняет общепринятое положение. В тех движениях и позах, где наиболее ярко воспроизводится национальное своеобразие танца (испанских, цыганских, танцах Востока) происходит нарушение  правил постановки корпуса  принятые  в классическом танце. 

Движения головы в народно-сценическом танце приобретают большую свободу. Опускание ее глубоко вниз, смещение из стороны в сторону, более резкие повороты и запрокидывание назад, почти не терпимые в классике, в народном танце имеют широкое распространение.   Учебный поворот или наклон головы, устремленность взгляда, фиксация при переводе рук, прямое или наклоненное положение корпуса и т.д. должны выполняться учащимися с предельной точностью и легкостью по технике движения, вместе с тем, по чувству скульптурности и музыкальности – различно. 

Все движения в экзерсисе выполняются с одной, так и с другой ноги, что в равной степени укрепляет и развивает двигательный аппарат учащихся. Каждое учебное задание начинается с соответствующей подготовки (ргeparation) выполняемой в том или ином характере народного танца. Особое значение в обучении и воспитании исполнительской точности играет умение аккуратно начинать и заканчивать каждое учебное задание, т.е. вносить элемент четкой завершенности. 

Последовательность экзерсиса по народно-сценическому танцу может быть примерно такой: полуприседания, упражнения для развития подвижности стопы, маленькие броски, круг ногой по полу, каблучное упражнение, упражнение с ненапряженной стопой, низкие и высокие развороты, подготовка к веревочке, дробные выстукивания, зигзаги, раскрывания ноги на 900, большие броски, различные виды рor de bras. Нецелесообразно разучивать в течение одного занятия весь комплекс упражнений у станка. Рекомендуется первоначально отдельно разучить 3-5 элементов, из которых в дальнейшем можно составить небольшую комбинацию, а по мере проработки дополнить другими движениями.

Целесообразность упражнений может быть достигнута благодаря определенной методике, которая основывается на пяти важнейших принципах и специальных методических приемах, применяемых на уроках народно-сценического танца:

1. Выполнение движений по словесному заданию преподавателя.

2. Контрастность в подборе упражнений, составляющих урок.

3. Комплексность решения задач на уроке и в каждом упражнении.

4. Последовательный переход от легких упражнений (если они хорошо выполнены) к трудным.

5. Выполнение упражнений должно носить целенаправленный характер, с точно и верным мышечным ощущением.

При обучении танцевальным дисциплинам в допрактической стадии освоения информации, когда педагог разучивает с учащимися новое движение или положение, существует два подхода: педагогический показ с последующим объяснением или предварительное объяснение, а затем показ. Педагогический показ должен быть технически грамотным, четким, с определённой выразительной и эмоциональной окраской. Однако практический показ не должен заменить собой те объяснения и указания, которые педагог может сделать устно, образно и лаконично.

Исследования в области психологии показывают, что освоение двигательных приемов наиболее эффективно при втором подходе. Экспериментально доказано, что в упражнениях, которые требуют сознательного усвоения, показ должен обязательно предваряться словом. Сначала следует составить предварительный образ упражнения и только потом показать его. В поддержку данного подхода в презентации учебной информации о танцевальном действии интересно отметить мнение Н.Р.Богуша, который выявил, что двигательный образ подавляется зрительным компонентом, то есть зрительные восприятия мешают уточнить и дифференцировать кинестетические ощущения (15др).Это говорит о том, что увеличение показа (количества и продолжительности демонстрации) дает мало эффекта. Следовательно, средства оптимизации процесса усвоения двигательных навыков следует искать в методе словесного объяснения (описания движения). Описание - позволит создать более конкретный образ и закрепить его через соотношение (ассоциации) с чем-либо известным из имеющегося опыта ученика.

Во время исполнения упражнения необходимо корректировать действия учеников, делая попутные замечания, обращаясь как ко всей группе, так и к отдельным ученикам. Замечания, так же как и объяснения, нужно делать в простой, краткой, убедительной форме. При возникновении грубых ошибок в исполнении возможно вновь, показывая или объясняя, если это необходимо, уточнить исполнение движения. Замечания по устранению ошибок могут иметь в тоже время и «профилактический» характер, т.е. до выполнения задания педагог предупреждает всю группу о возможных ошибках.

Точное соответствие показа его словесному объяснению способствует не только созданию правильного представления о навыке, и точному его воспроизведению, но с другой стороны, может привести к движенческому штампу. В этих случаях ученики будут повторять действия показанные педагогом, лишая себя проявлению своей индивидуальности в выполнении заданий. Поэтому во время освоения новых движений, преподаватель должен разумно сочетать практический показ упражнения с объяснением.  

Реализация второго принципа взаимосвязано с последовательностью изучения и исполнения упражнений. Контрастность в подборе упражнений зависит от чередования движений на разные группы мышц, темпа исполнения и логике построения урока по нарастанию общей нагрузки в сочетании моментов относительного отдыха. Под понятием «контрастность в упражнении» подразумевается такое его исполнение, когда одни и те же действия выполняются большими, средними и малыми амплитудами, с одновременным изменением темпа.

В народно-сценическом танце каждое движение изучается первоначально в своей основной форме, в медленном темпе. Первоначально подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений, в работу которых включаются все более крупные группы мышц. В дальнейшем, вводятся видовые разновидности упражнений и их сочетания с другими движениями. Принцип контрастности проявляется не только в подборе разнообразно действующих упражнений, но и при выполнении почти каждого отдельного упражнения. Так, разучивая на уроке несколько упражнений, необходимо помнить о пользе чередования исполнения движений на вытянутых и присогнутых ногах, постепенно переходить от движения одного типа к движению другого. Не следует забывать о том, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для учащихся.

Комплексность задач и соответствующий им подбор упражнений возможны только тогда, когда на каждом уроке разрешаются одновременно и последовательно несколько педагогических задач. Данный подход обусловливает разносторонне воздействие на организм, активизирует внимание, моторную память, обучает умению выполнять различные по содержанию действия. В тоже время, отрабатывать физическую свободу движения при помощи экзерсиса следует всегда с акцентом на стабильное напряжение мышц, то есть вносить в исполнение музыкально-пластическое разнообразие осторожно, в строгом соответствии с учебными задачами определенной части урока. 

Важное место в построении урока народно-сценического танца занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т.е. различных соединений из движений народных танцев, прыжков, равновесий, различного рода вращений, элементов и т.п. Здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

1. Возраст и возможности учеников, периодизацию занятий, этап подготовки.

2. Логическую связь движений, а именно:

- начало и конец каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего;

- все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (выполняющие функцию связи);

3. Комбинированные задания должны включать оптимальную трудность исполнения, а также элементы новизны и разнообразия;

 В целом, урок должен учитывать практическую целесообразность каждого комбинированного задания. Вместе с тем, каждое упражнение должно нести конкретную смысловую нагрузку (техническую, воспитательную и т.д). Увлеченность внешним эффектом упражнения, общим впечатлением, введение большого количества украшательств нецелесообразно. Нарастание трудности изучаемого материала должно идти по принципу от простого к сложному, от малого к большому. Рекомендуется на первых этапах обучения использовать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти. В дальнейшем,   переходить к более сложным в координационном отношении движениям, которые требуют большей степени  затраты физических сил. Именно в этом состоит основное условие доступности, без которой невозможен успех в освоении учениками упражнений повышенной трудности.  

Однако в тех случаях, когда элементы одной двигательной структуры прочно усвоены, допустимо переходить к изуче­нию более сложного элемента или сочетания движений без дополнительной подготовки. Данный  прием перехода на новый уровень трудности в хореографии применяется довольно часто: здесь используется свойственная двигательному аппарату че­ловека способность к так называемому «переносу навыка», что в результате значительно ускоряет технический рост исполнителя. В практике встречаются и обратные случаи, когда обучение менее сложному навыку происходит после того, как учащийся уже овладел родственным по технической структуре, но значительно более трудным упражнением.

Повторяемость движений экзерсиса является доминирующим фактором составления комбинированных заданий. На первых этапах разучивания, движения не должны применятся в комбинациях. Впоследствии в движения необходимо включать вначале простые по форме, затем более сложные видовые формы упражнений. Сложные движения, требующие более длительного освоения, рекомендуется повторять в различных комбинациях, исполняя их при помощи возможных приемов и подходов. Целесообразно комбинировать не более двух, трех движений простейшей формы. Если движения, входящие в состав комбинированных заданий, не всегда правильно выполняются учащимися, необходимо повторить их еще раз отдельно, затем вновь выполнить в этом же сочетании или провести их через другие комбинации.

Движения, прошедшие через различные сочетания, включаются в комбинированные задания в том количестве, которое может обеспечить качество их выполнения. Необходимо, чтобы все комбинированные задания урока имели общую линию развития. Освоение изучаемых движений и приемов танца должно быть взаимосвязано и работать на методическую целостность урока, его хореографическую и логическую стройность развития. Кроме того, вести работу над комбинированными заданиями рекомендуется определенными периодами повторения. Первый урок посвящается освоению новых комбинированных заданий, второй - повторению пройденного, третий - окончательному закреплению пройденного с некоторым сокращением периодов отдыха.

Изучение упражнений и комбинированных заданий серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего урока, плохой восстанавливаемости занимающихся в процессе занятия, значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижения внимания и как следствие — плохое усвоение нового материала. Слишком длительные паузы отдыха могут привести к неэффективному воздействию на кардиореспираторную систему, снижению общей плотности урока. Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).

Танец требует от исполнителя умения свободно владеть всем техническим арсеналом абсолютно. Техника движения – это биомеханически правильное, рациональное исполнение. Выразительность исполнения движений – это качество, проявляющееся в хорошей технике, осанке, красивом повороте головы, в умении принять правильное положение тела, умении слитно и мягко выполнять движения.  

В структуру упражнений на середине зала входит ряд комбинированных заданий на развитие техники танца: подготовка к вращениям,  позднее различные виды вращения, «веревочка», «моталочка», дробные выстукивания, прыжки, упражнения для развития пластики рук, хлопушки,  присядки.

На вращении устанавливается корпус и тренируется умение «держать точку», т.е. повороты головы.  Вращения изучаются на месте, с продвижением по кругу, диагонали,  в правую и в левую сторону. Полезно вводить повороты и в прыжки:  с поджатыми ногами с поворотом на 90°, затем на 180°.   Такая тренировочная работа по освоению навыков вращения позволяет при изучении непосредственно народных танцев, с встречающимися в них вращениями не заниматься специальной техникой поворотов, а лишь обратить внимание на разновидность их пластики.  

Особое место в этой части урока занимает упражнение для развития рук, так как движения рук - наиболее уязвимое место в технике. Движения рук позволяют при обучении осваивать особую, присущую народным танцам координацию и манеру  исполнения. Движения группируются на упражнения для кисти, локтя, всей руки и упражнения для плеч. Каждое движение рук, освоенное отдельно,   соединяется с движением ног, головы и корпуса. Такие комбинации в разных ритмических и пластических рисунках развивают технические навыки  усвоения лексического материала  танцев разных народов.

Особую группу движений составляют хлопушки, характерные для мужского танца.   При исполнении хлопушек в народном танце особенно важна манера исполнения, отличающаяся от манеры исполнения в русском танце. Поэтому одновременно с освоением технических приемов их исполнения, особое внимание обращается на характер изучаемого материала. Изучаются хлопушки с ударами по бедру и голенищу, в повороте, прыжок с хлопушками, комбинации ритмически усложненные, с синкопированными ударами по голенищу. Это позволяет усвоить и сложную технику и самобытность манеры мужского танца. Не менее разнообразны по своему характеру всевозможные присядки. При обучении их разделяют на две основные группы: полуприсядка и полная присядка. В первом случае исполнитель опускается в полуприседание, часто выпрямляя ноги и корпус; во втором -  в положении полного приседания исполняет одно или несколько движений.    

Размещать учащихся на середине зала следует в шахматном порядке. Через два, три урока необходимо менять линии. Причем состав каждой линии должен быть по возможности постоянным и устанавливаться преподавателем независимо от способностей учащихся. Группировать учащихся на середине зала необходимо с таким расчетом, чтобы они могли передвигаться по залу свободно, не мешая друг другу. Учащиеся не участвующие в выполнении упражнения находятся у станка с правой или левой стороны. Данные условия диктуются правилами проведения занятий.

Следующая часть урока - этюдная работа. Под этюдами подразумевается эпизоды танцевального порядка, равные одному - двум периодам музыкального произведения, составленные преподавателем из элементов народно-сценического танца. Этюдные задания характеризуются непродолжительностью, краткостью, что требует максимального сосредоточения на главной его цели. Являясь одним из средств познания жизни, создания художественного образа, этюд как средство учебно-творческого процесса используется в двух направлениях как тренировочный, так и репетиционный. Тренировочный этюд применяется при изучении большого многообразия национального хореографического материала, репетиционный - используется как педагогический прием в создании эпизода, номера, программы. Основная цель этюдной работы на середине зала – стилистическое и техническое осмысление учащимися учебного материала, фиксация средств народного хореографического искусства. 

Правильная организация этюдной работы является основой развития двигательной культуры учащихся, актерского мастерства, выразительности исполнения. Необходимо, чтобы с первых этапов обучения сложилось совершенно ясное представление о проходимом этюде и его особенностях. Перед началом практического освоения этюдной работы рекомендуется ознакомить учащихся с целями и задачами данной работы, стилистическими особенностями, манерой и характером исполнения изучаемого хореографического материала.

Первоначально этюд изучается в медленном темпе музыкального сопровождения, затем темп постепенно увеличивается. Если этюд состоит из нескольких частей, имеющих каждая свое завершение (например: медленная и быстрая часть), то рекомендуется изучить первую часть, а затем вторую.

Последовательность освоения движений начинается с детализирования основных элементов и их составляющих: ходов, движений рук, поз, поворотов характерных для определенного народного танца, а также разнообразных движений, определяющих его лексику. Каждое движения показывается педагогом в отдельности, сначала на месте, затем усвоенные движения исполняются в присущем для них рисунке: по кругу, диагонали, назад, вперед, в сторону и т.п.  Изучать этюд полезнее постепенно, па за па, добиваясь точного исполнения каждого элемента. Поэтому педагог, при показе, должен особое внимание обратить на наиболее важные стилистические и технически трудные моменты в исполнении. Освоенные движения в дальнейшем соединяются в комбинации. Комбинируя различные танцевальные движения, важно создавать сценически окрашенные танцевальные эпизоды, включающие в себя технику танца, его стиль, актерскую выразительность. Одновременно в учебном процессе рекомендуется включить два - три различных по характеру танцевальных примера. Это обеспечивает разносторонность обучения, способствует правильному распределению нагрузки, сохранению интереса и внимания учащихся. Отбор лексического материала для этюдных работ осуществляется в рамках определенной программы обучения по народно-сценическому танцу, а также  по усмотрению педагога. То или иное танцевальное па можно считать усвоенным, когда учащийся может исполнить лексический материал в различных сочетаниях и в определенном композиционном рисунке танца.   

При выполнении массового этюда однородной композиции, необходимо объяснить учащимся, что требование единства и сходства танцевальных движений каждого исполнителя является необходимым условием, определяющим ансамблевость исполнения танца. И наоборот, если на уроке ведется индивидуальная работа над сольным этюдом, надо дать понять учащимся, как исполнять его так, чтобы в целом получился бы единый композиционно-стилевой рисунок всего танца. В этюдах с партнером существуют некоторые, общие с ансамблевыми этюдами задачи. Цель парных этюдов - научить партнеров полной согласованности движений, умению выполнять в танце общие исполнительские и актерские задачи. Целесообразно на первых этапах изучения этюда, каждому партнеру разучивать отдельные движения самостоятельно, в дальнейшем этюд прорабатывать совместно. Наиболее ответственной, в этюде с партнером, является задача объединения индивидуальных заданий в единый танцевальный образ.

В целом, система этюдных работ имеет воспроизводящий, творческий характер и обеспечивает целенаправленность, вариативность, преемственность с постепенным усложнением выразительных средств. Данная работа отражает качественные изменения в поэтапном овладении учащимися исполнительской культурой народно-сценического танца. 

В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений и подвести итоги проделанной работы.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока народно-сценического танца может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени. Между тем на первых этапах обучения основная часть урока более длительна.

Соотношение времени работы «у станка» и «на середине зала» могут быть различными - средние пропорции таковы:

  у станка на середине
1-й год 2/3 урока 1/3 урока
2-й год 1/2 урока 1/2 урока
3-й год 2/5 урока 3/5 урока
4-й год 1/3 урока 2/3 урока
5-й год 1/4 урока 3/4 урока

 

При оптимальных условиях обучения меньше 12-15 минут на упражнения «у станка» тратить нельзя. Приведенные цифры, конечно, не абсолютны; они дают лишь ориентировочною схему, которая соответственно будет меняться, в зависимости от состояния «класса», способностей, успешности прохождения программы, опыта и мастерства педагога и т.д. Залог успеха в учебной работе заключается в ее систематичности, содержании и хорошей организации. Многое зависит от продуманного планирования занятий, подготовки педагога к уроку.

Учебный план по дисциплине «Народно-сценический танец» включает определенное количество часов отведенных на изучение и систему прохождения учебного материала по годам обучения, а так же определенный объем знаний, который необходим для изучения данного предмета. Подготовка планов основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.  Планируются эти сроки с учетом возраста учеников и тех задач, которые ставит перед собой конкретное образовательное учреждение.

Все разделы программы, как в техническом, так и художественном плане, должны быть тщательно проработаны. Не допускается прохождение нового материала без успешного выполнения пройденного. Качество успеваемости зависит не только от опыта, знаний и одаренности преподавателя, но и от степени его подготовленности к очередному уроку. Для этого, при подготовке к уроку преподавателю целесообразно наметить новый материал в соответствии с задачами каждой части урока, определить комбинированные задания для дальнейшего закрепления и развития исполнительских навыков, подобрать совместно с концертмейстеров музыкальное сопровождение. В ходе планирования, педагог намечает последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации учебно-воспитательного процесса, планирует повторение закрепление и формы контроля. Все это требует от педагога логически выстроенного психолого-педагогического процесса обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: