ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке рабочей по профессии:
19876 Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять ГОСТы и стандарты в оформлении технической документации;
– руководствоваться отраслевыми стандартами в профессиональной деятельности;
– оценивать показатели качества оборудования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– основные термины и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
– отраслевые стандарты.
Формируемые компетенции: ОК1-09, ПК1.1 – 1.3, ПК 2.1, ПК 2.4
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 64 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 42 часа; самостоятельной работы обучающегося — 22 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: подготовка сообщений, докладов, презентаций; подго товка к ответам на контрольные вопросы, практическим занятиям, зачетам по темам. | |
Итоговая аттестация (другие формы контроля)- Тестирование |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала Место дисциплины в образовательном процессе. Исторические аспекты дисциплины. | 2 | 2 |
Раздел 1. Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации | 8 | ||
Тема 1.1. Техническое законодательство | Содержание учебного материала Основные аспекты метрологии, стандартизации и сертификации. Правовые нормы технического законодательства. Законы Российской Федерации в области технического законодательства. По- нятие о жизненном цикле продукции | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и гла- вам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Требования технического законодательства применительно к продукции, проектированию, про- изводству, монтажу, наладке, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реа- лизации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, правовому регулированию отно- шений на всех стадиях жизненного цикла продукции | 2 | ||
Тема 1.2. Понятие о технических регламентах. Структура технического регламента | Содержание учебного материала Технические регламенты. Обязательные требования к продукции на основе технических регла- ментов. Цели принятия технических регламентов, требования безопасности, регламентированные в них | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и гла- вам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Этапы разработки технического регламента | 2 | ||
Раздел 2. Метрология | 26 | ||
Тема 2.1. Основные по- нятия в области метро- логии | Содержание учебного материала Основные термины и определения в области метрологии. Три составляющие метрологии: законо- дательная, фундаментальная и практическая. Задачи метрологии | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и гла- вам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 2 |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.2. Основные виды измерений и их классификация | Содержание учебного материала Классификация измерений. Методы прямых измерений: непосредственной оценки, сравнения с мерой, противопоставления, дифференциальный, нулевой и совпадения. Косвенные, совокупные и совместные измерения. Виды измерений. Статические, динамические, однократные и многократные измерения | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 2 | ||
Тема 2.3. Средства измерений и эталоны | Содержание учебного материала Меры: однозначные и многозначные; стандартные образцы и стандартные вещества. Измери- тельные приборы и их классификация. Измерительные преобразователи: первичные, передающие и промежуточные. Измерительные установка, система и принадлежность. Эталоны и их класси- фикация. Образцовые средства измерений | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 1 | ||
Тема 2.4. Метрологиче ские показатели средств измерений | Содержание учебного материала Понятие о метрологических показателях средств измерений, таких как «шкала измерений», «шкала наименований», «шкала интервалов», «шкала отношений»; начальное и конечное деление шкалы, диапазон показаний, градуировочная характеристика, чувствительность прибора, ста- бильность показаний и вариация (нестабильность) показаний прибора | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 2 | ||
Тема 2.5. Погрешности измерений и средств измерений | Содержание учебного материала Понятие о погрешности измерений и средств измерений. Составляющие погрешностей измере- ний: метода, отсчета, интерполяции, от параллакса; случайные и грубые погрешности. Погреш- ности средств измерений: инструментальная, основная и дополнительная, а также систематиче- ские, случайные и грубые погрешности | 2 | 2 |
Практическое занятие 1 Определение погрешностей средств измерений | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. Примерная тематика самостоятельной работы: Характеристики качества измерений: сходимость, правильность и воспроизводимость | 1 | ||
Тема 2.6. Поверка и ка- либровка средств изме- рений | Содержание учебного материала Поверка средств измерений. Виды поверок: первичная, периодическая, внеочередная, инспекци- онная и экспертная. Межповерочные интервалы. Калибровка средств измерений. Утверждение типа средств измерений | 2 | 2 |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Сроки проведения поверок и калибровок средств измерений на предприятиях ОАО «РЖД» | 1 | ||
Тема 2.7. Система обес- печения единства изме- рений | Содержание учебного материала Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Комплекс нормативных и методических документов государственной системы измерений (ГСИ). Техническая организаци- онная основа метрологического обеспечения. Государственная метрологическая служба, государ- ственные научные метрологические центры (ГНМЦ). Аккредитация метрологических служб. Система аккредитации филиалов и структурных подразделений в открытом акционерном обще- стве «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») на право проведения калибровочных работ | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 1 | ||
Раздел 3. Стандарти- зация | 21 | ||
Тема 3.1. Система стан- дартизации | Содержание учебного материала Национальная, региональная и международная стандартизации. Нормативные документы по стандартизации: стандарт, идентичные и унифицированные стандарты, правила (нормы), реко- мендации, кодекс установившейся практики | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 2 | ||
Тема 3.2. Цели, прин- ципы, функции и за- дачи стандартизации | Содержание учебного материала Цели, принципы, функции и задачи стандартизации | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 1 | ||
Тема 3.3. Методы стан- дартизации | Содержание учебного материала Методы стандартизации: систематизация, селекция, симплификация, типизация, оптимизация, параметрическая стандартизация, унификация, агрегатирование, взаимозаменяемость, комплекс- ная и опережающая стандартизация | 2 | 2 |
Практическое занятие2 Выбор рядов предпочтительных чисел для устройств, применяемых на железнодорожном транспорте. Определение показателей уровня унификации | 2 |
| |
Практическое занятие3 Определение показателей уровня унификации | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практической работе. Примерная тематика самостоятельной работы: Понятия: «параметр», «параметрические ряды», «интервал», «градация», «предпочтительные чис- ла», «ряды предпочтительных чисел R5, R10, R20, R40», а также «Ra5, Ra10, Ra20, Ra40» | 1 |
Окончание
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.4. Националь- ная система стандар- тизации в Российской Федерации | Содержание учебного материала Межотраслевые системы стандартов ЕСКД, ЕСТД, ССБТ, ЕСТПП, СРППП, БЧС, ССОП. Систе- ма допусков и посадок | 2 | 2 |
Практическое занятие 4 Решение задач по системе допусков и посадок. Практическая занятие 5 Решение задач по системе допусков и посадок (продолжение). | 4 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка с практической работе. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 1 | ||
Раздел 4. Сертифика- ция | 7 | ||
Тема 4.1. Доброволь- ная сертификация и обязательное подтвер- ждение соответствия | Содержание учебного материала Объекты добровольной сертификации. Знак соответствия национальному стандарту. Доброволь- ная сертификация на железнодорожном транспорте. Регистр сертификации на железнодорожном транспорте. Декларирование соответствия (принятия декларации о соответствии) или обязательной сертифи- кации. Схемы подтверждения соответствия. Схемы обязательного подтверждения соответствия и их применение. Схемы сертификации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 2 | ||
Тема 4.2. Органы по сертификации, испы- тательные лаборато- рии (центры) | Содержание учебного материала Орган по сертификации. Испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Правила и порядок проведения сертификации | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий), поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала | 1 | ||
Тестирование | 1 | ||
Всего | 64 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).