Тематический план и содержание учебной дисциплины

Приложение II.1

к ПООП по специальности
_____
44.02.01 Дошкольное образование

Шифр профессии/специальности


ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП. 02 Психология»

2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................3  
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............  
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................................  

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «__________ ОП. 02 Психология ___________________»

                                       (наименование дисциплины)

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:   

              Учебная дисциплина «_____ ОП. 02 Психология ___________» является обязательной частью __ ОП.00 Общепрофессиональный цикл _______ (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (специальности) 44.02.01 __ Дошкольное образование _____

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК _________________________ (указываются коды)


Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код [1] ПК, ОК Умения Знания
Указывается только коды Указываются только умения, относящиеся к данной дисциплине Указываются только знания, относящиеся к данной дисциплине
ОК 02. ОК 03. ОК 09. выделять необходимые источники информации, собирать информацию и использовать полученные знания в области психологии для выполнения задач профессиональной деятельности; предмет и объект, цели, задачи, особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; отрасли психологии; направления и школы психологии; – закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
ОК 01. ПК 2.2.                    – использовать методы психологии для определения индивидуальных особенностей детей; – применять знания психологии при решении психолого–педагогических ситуаций; – поиск и выбор оптимального решения и на основе определения проблемы, обоснование выбранного решения; методы психологии и их классификацию;особенности применения методов исследования при выявлении индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста; воспроизведение содержание основных понятий «психика» и «сознание человека»; познавательные процессы; – ощущения, их виды закономерности, взаимодействие и развитие. – восприятие, виды, свойства, индивидуальные особенности. – память, виды, процессы, качества, представление, индивидуальные различия; – мышление и речь, основные формы мышления, мыслительные операции и их формирование, виды мышления, качества ума; –воображение, виды, механизмы, развитие воображения; – внимание, виды, свойства; – особенности развития познавательных процессов у детей от рождения до 7 лет; – теорию и технологии учета возрастных особенностей детей (возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании);
ОК 01. ПК 2.5. – проводить анализ деятельности; – применять знания психологии при решении психолого–педагогических ситуаций; – личность и деятельность; – характеристика и структура деятельности; – ведущие виды деятельности; – специфика учебной деятельности; –профессиональная деятельность; – основы психологии игры; – основы психологии творчества;
ОК 01. ПК 2.7. – выявлять возрастные особенности воспитанников; – основные закономерности возрастного развития, возрастную периодизацию, стадии и кризисы развития; – общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
ПК 4.1. – применять знания психологии при решении психолого–педагогических ситуаций; – выявлять особенности межличностных отношений дошкольников; – основы психологии личности (законы развития личности и проявления личностных свойств, характеристика структуры личности: направленность, способности, темперамент, характер, эмоции и чувства, воля, мотивация и их развитие); – психологические аспекты социализации личности; –     особенности общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте;понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;
ОК 04. ПК 4.2. – выявлять личностные особенности воспитанников; – индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины *

в том числе:

теоретическое обучение *
лабораторные работы (если предусмотрено) *
практические занятия (если предусмотрено) *
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) *
контрольная работа (если предусмотрено) *
Самостоятельная работа [2]
Промежуточная аттестация *

Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а в случае отсутствия убрать из списка за исключением самостоятельной работы.


Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах
1 2 3

Тема 1. Психология как наука.

Содержание учебного материала  
1. Предмет и объект, цели, задачи, особенности психологии как науки.  
2. Этапы развития психологии как науки.  
3. Отрасли психологии.  
4. Связь психологии с педагогической наукой и практикой.  
5. Подходы, направления и школы психологии  
В том числе, практических и лабораторных занятий

 

Составление таблицы: «Житейская и научная психология (признаки отличия и сходства)»
Составление глоссария и сравнение содержания основных психологических понятий.
Подбор и анализ схем по содержанию темы.
Самостоятельная работа обучающихся[3] Составление списка учебников и пособий по дисциплине с аннотациями (не менее 10 источников). Оформление электронного варианта глоссария основных психологических понятий. Оформление электронной персональной папки–коллектора по дисциплине.  

Тема 2.  Возрастная психология: предмет, проблемы.

Содержание учебного материала  
1. Основные понятия и предмет возрастной психологии.  
2. Возрастные периодизации.  
3. Периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.  
4. Стадии и кризисы развития.  
5. Социальная ситуация развития. Новообразования возраста. Сенситивные периоды.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
1. Анализ и выбор рекомендаций для родителей по преодолению кризисных периодов детей раннего и дошкольного возраста.  
2. Презентация одной из возрастных периодизаций.  
Самостоятельная работа обучающихся Дополнение списка учебников и пособий по дисциплине с аннотациями (не менее 5 источников). Пополнение электронного варианта глоссария основных психологических понятий по данной теме. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине новым материалом.  

Тема 3. Педагогическая психология: предмет, проблемы.

Содержание учебного материала  
1. Основные понятия и предмет педагогической психологии.  
2. Психологические основы обучения и воспитания.  
3. Психология труда педагога.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
1. Подбор и презентация диагностических методик по диагностике обученности, воспитанности детей дошкольного возраста.  
2. Подбор и презентация диагностических методик по выявлению индивидуальных и профессиональных особенностей педагогов.  
3. Овладение навыками решения конфликтных педагогических ситуаций.  
Самостоятельная работа обучающихся Дополнение списка учебников и пособий по дисциплине с аннотациями (не менее 5 источников). Пополнение электронного варианта глоссария основных психологических понятий по данной теме. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине новым материалом.  

Тема 4. Методы психологии и их классификация.

Содержание учебного материала  
1. Характеристика методов психологии и их классификация.  
2. Наблюдение. Методика организации наблюдений за детьми раннего и дошкольного возраста.  
3. Эксперимент. Методика организации эксперимента.  
4. Опросные методы. Беседа. Анкетирование. Особенности проведения беседы с дошкольниками.  
5. Тесты, тестирование. Проективные тесты и их применение с дошкольниками.  
6. Анализ продуктов деятельности.  
7. Специфика применения методов исследования в возрастной психологии.  
8. Специфика применения методов исследования в педагогической психологии.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
1. Составление плана изучения индивидуальных особенностей ребенка раннего или дошкольного возраста с перечислением методов исследования. 2. Составление таблицы с указанием достоинств и недостатков методов исследования.  
Самостоятельная работа обучающихся Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине диагностическими методиками. Изучение методов исследования по книге Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Практикум по детской психологии.  

Тема 5. Психика и ее развитие

Содержание учебного материала  
1. Мозг и психика. Функции психики.  
2. Сознание как форма психического отражения  
3. Сознание и бессознательное.  
4. Роль сознания в жизни человека.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
Семинарское занятие «Развитие психики животных и человека»  
Самостоятельная работа обучающихся Составление глоссария по теме. Подготовка к семинару по теме «Развитие психики животных и человека».   

Тема 6.Познавательные процессы и их развитие.

Содержание учебного материала  
1. Чувственная ступень познания. Ощущения, их виды закономерности, взаимодействие и развитие. 2. Восприятие, виды, свойства, индивидуальные особенности.  
3. Рациональная ступень познания. Память, виды, процессы, качества, представление, индивидуальные различия.  
4. Мышление и речь, основные формы мышления, мыслительные операции и их формирование, виды мышления, качества ума.  
5. Воображение, виды, механизмы, развитие воображения.  
6. Внимание, виды, свойства.  
7. Развитие познавательных процессов у детей от рождения до 7 лет.  
8. Познание в младенчестве и раннем возрасте.  
9. Развитие познавательной сферы дошкольника.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
Анализ и выбор методик исследования познавательных процессов в соответствии с целью и возрастом ребенка.  
Презентация сообщения по развитию конкретного психического процесса у детей от года до 7 лет.  
Самостоятельная работа обучающихся  
Поиск, анализ и отбор информации для подготовки сообщения. Подготовить сообщение по развитию конкретного психического процесса у детей от года до 7 лет. Разработка м/м презентации по теме сообщения.  

Тема 7. Общая характеристика личности.

.

.

Содержание учебного материала  
1. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.  
2. Закономерности, движущие силы, факторы и условия психического развития человека.  
4. Характеристика структуры личности.  
5. Направленность личности.  
6. Способности и их развитие.  
7. Темперамент, типы и свойства.  
8. Характер, черты характера.  
9. Эмоции и чувства, отличия и взаимосвязь.  
10. Воля, ступени волевого действия. Развитие воли.  
11. Мотивация, мотивация и деятельность, мотивация и личность.  
12. Предпосылки формирования личности в раннем детстве.  
13. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.  
В том числе, практических и лабораторных занятий
Подбор и анализ диагностических методик для выявления индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Изучение карт нервно–психического развития детей раннего возраста. Изучение психолого–педагогических характеристик детей дошкольного возраста. Решение психолого–педагогических ситуаций по проблеме развития личности детей раннего и дошкольного возраста. Анализ и выбор рекомендаций для родителей по развитию и воспитанию детей от раннего и дошкольного возраста.
Самостоятельная работа обучающихся Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине диагностическими методиками. Подбор психолого–педагогических ситуаций по проблеме развития личности детей раннего и дошкольного возраста.  

Тема 8. Общая характеристика деятельности.

Содержание учебного материала  
1. Деятельность как способ существования.  
2. Структура деятельности, уровни освоения.  
3. Основные виды деятельности.  
4. Деятельность и психические процессы.  
5. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития.  
6. Деятельность в раннем и дошкольном возрасте.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
Семинарское занятие: «Виды человеческой деятельности и их классификация. Умения, навыки, привычки».  
Анализ и выбор диагностических методик для определения уровня развития различных видов деятельности детей дошкольного возраста.  
Самостоятельная работа обучающихся Пополнение глоссария терминами по теме занятия Поиск, анализ и отбор информации для подготовки к семинарскому занятию. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине диагностическими методиками.  

Тема 9. Основы психологии игры.

Содержание учебного материала  
1. Развитие игры в раннем и дошкольном возрасте.  
2. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.  
3. Структура сюжетно–ролевой игры дошкольника.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
Семинарские занятия «Роль игры в психическом развитии детей раннего возраста». Развитие и совершенствование игры в дошкольном возрасте».  
Решение психолого–педагогических ситуаций по проблеме развития игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.  
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару по теме «Роль игры в психическом развитии детей раннего возраста». Подготовка к семинару по теме «Развитие и совершенствование игры в дошкольном возрасте». Проведение в дошкольной организации наблюдения за организацией игровой деятельности (непосредственно в ДОО или на основе видеоматериалов).  

Тема 10. Учебная деятельность и ее специфика в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание учебного материала  
1. Структура и содержание учебной деятельности.  
2. Возрастные и индивидуально–психологические особенности формирования учебной деятельности в раннем и дошкольном возрасте.  
3. Учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения.  
4. Психологическая готовность ребенка к школе.  
5. Методики определения уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе.  
6. Профессиональная деятельность педагога.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
1. Решение психолого–педагогических ситуаций по проблеме развития учебной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 2. Анализ и выбор диагностических методик для определения психологической готовности ребенка к обучению в школе.  
Самостоятельная работа обучающихся Пополнение электронного варианта глоссария основных психологических понятий по данной теме. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине новым материалом.  

Тема 11. Психологические аспекты социализации личности, механизмы социализации.

Содержание учебного материала  
1. Сущность и содержание понятия социализация,  виды и этапы социализации  
2. Этапы формирования половой идентичности.  
3. Особенности общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте.  
4. Понятие групповой динамики и ее механизмы.  
5. Межличностные отношения в детской группе. Динамика вхождения в детскую группу: адаптация, индивидуализация, интеграция.  
6. Руководство детскими группами и коллективами.   
7. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Усвоение правил и норм общения.  
8. Метод социометрии.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
Анализ и выбор диагностических методик для определения межличностных отношений дошкольников.  
Подбор и презентация диагностической методики для определения межличностных отношений дошкольников.  
Самостоятельная работа обучающихся Поиск, анализ и систематизация информации по теме занятия. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине диагностическими методиками.  

Тема 12. Проблемы социализации личности: дезадаптация, девиантное поведение

Содержание учебного материала  
1. Понятие социальной дезадаптации, предупреждение и коррекция.  
2. Социальная дезориентация детей дошкольного возраста.  
3. Взаимодействие с родителями по предупреждению и коррекции социальной дезадаптации.  
4. Психологические основы девиантного поведения.  
5. Типология и классификация девиантного поведения.  
6. Психологические основы предупреждения и коррекции девиантного поведения.  
7. Взаимодействие с родителями по предупреждению и коррекции девиантного поведения детей.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
Анализ и выбор рекомендаций для родителей по предупреждению и коррекции социальной дезадаптации. Анализ и выбор рекомендаций для родителей по предупреждению и коррекции девиантного поведения.  
Самостоятельная работа обучающихся Поиск, анализ и систематизация информации о факторах и причинах социальной дезадаптации. Составление каталога игр, направленных на профилактику девиантного поведения детей с учётом возраста. Законспектировать материал на тему «Психологическая помощь детям с гиперактивным поведением».  

Тема 13. Психология творчества как область психологических исследований творческой деятельности.

Содержание учебного материала  
1. Объект, предмет и задачи психологии творчества.  
2. Теория творческой деятельности. Признаки творческого процесса.  
3. Психологические подходы к определению творчества.  
4. Творческая личность. Одарённость и её природа.  
5. Творческое мышление. Методы развития творческого мышления.  
6. Одаренность, талант, гениальность как яркие, индивидуально–неповторимые черты творческой личности.  
7. Развитие воображения у детей как путь формирования творческой личности.  
8. Методы определения творческих способностей.  
9. Влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка.  
10. Особенности педагогической деятельности с одарёнными детьми.  
В том числе, практических и лабораторных занятий  
Анализ и выбор диагностических методик для определения творческих способностей детей дошкольного возраста. Презентация диагностической методики выявления уровня развития воображений и творческой фантазии у детей в различных видах деятельности: художественной, игровой, конструктивной.  
Самостоятельная работа обучающихся Подборка упражнений для развития творческого мышления и воображения Анализ и систематизация информации на тему: «Психолого–педагогические условия для развития одаренности и талантливости».  

Курсовой проект (работа) (для специальности если предусмотрено)

Указывается, является ли выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине обязательным или студент имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данной дисциплины или иной общепрофессиональной дисциплины (общепрофессиональных дисциплин) или профессиональных модулей.

Тематика курсовых проектов (работ)

1..………………………………………

n. ………………………………………..

 

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и(или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности)

1..………………………………………

n. ………………………………………..

*[4]

Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (для специальности если предусмотрено)

 (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования)

1..………………………………………

n. ………………………………………..

*

Промежуточная аттестация

*[5]

Всего:

*

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы в случае если в учебном плане п.5 выделен этот вид работ, если самостоятельная работа не выделяется на уровне примерной программы, то и тематика самостоятельных работ не указывается. Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).

.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: