Пунктуация в предложениях, осложненных обособленными членами. Обособление определений

Определения.

а) Обособляются:

  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.);
  • два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);
  • одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или уступки) (Мама, уставшая, села в кресло.);
  • распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение (Едва живые, они добрались до города.);
  • распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.);
  • определение, если определяемое слово является личным местоимением (Она, раскрасневшаяся, выбежала во двор.)
  • несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения (Мальчики, в черных костюмах, с букетами цветов, шли поздравлять своих учителей в 8 Марта.).

б) Не обособляются:

  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед определяемым словом (Вошедший в класс мальник - наш новый ученик.);
  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения и стоящие за ним (Я увидел нечто похожее на сарай.).

 

Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.

Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если его части тесно связаны по смыслу. Для таких предложений характерна интонация перечисления.

Пример:

[Был сентябрь], [желтели магнолии], [на коричневых сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки] (К. Паустовский).

Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если его части менее тесно связаны по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.

Пример:

[Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки]; [невозможно было дотронуться до раскалённых краёв брички]; [густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух] (Л. Толстой).
[Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце]; [капли, падая с них, звонко ударяли о лёд]; [по всем улицам пела капель звонкую песню весны] (К. Паустовский).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:

1) если вторая часть разъясняет и раскрывает содержание первой (в этом случае можно вставить а именно).

Пример:

[За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность]: [он до смерти не любил пересказывать одно и то же] (И. Гоголь);

2) если в первой части есть глаголы видеть, слышать, знать, чувствовать и т. п., которые предупреждают, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-либо описание (в этих случаях можно вставить союз что).

Пример:

[Вдруг я чувствую]: [кто-то берёт меня за плечо и толкает] (И. Тургенев).

Вместо двоеточия может быть поставлена запятая, если интонация предупреждения отсутствует.

Пример:

[Вижу], [из лесу медведь выходит]... (Ю. Герман);

3) если во второй части указывается основание, причина того, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить союзы потому что, так как).

Пример:

[На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум]: [со станции шёл курьерский поезд] (А. Чехов);

4) вторая часть представляет собой прямой вопрос.

Пример:

[Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно]: [зачем я жил]? [для какой цели я родился]? (М. Лермонтов).

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, если:
1) во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быстроту смены событий (при этом возможна вставка союза и).

Пример:

[Сыр выпал] — [с ним была плутовка такова] (И. Крылов);

2) вторая часть содержит противопоставление по отношению к содержанию первой (возможна вставка противительных союзов а, но).

Пример:

[Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов);

3) вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём сообщается в первой.

Пример:

[Для рыбы нужна чистая вода] — [будем охранять наши водоёмы] (М. Пришвин).

Не следует путать знаки препинания при причинно-следственных отношениях. Двоеточие ставится, если во второй части указана причина, тире ставится, если во второй части указано следствие.

Пример:

ср.: [Выйти невозможно]: [на улице проливной дождь] ( 2 -я часть — причина). — [На улице проливной дождь] — [выйти невозможно] ( 2 -я часть — следствие);

4) первая часть указывает на время или условие совершения действия, обозначенного во второй (в начале предложения возможна вставка союзов когда, если).

Пример:

[Ехал сюда] — [рожь только начинала желтеть]. [Теперь уезжаю обратно] — [эту рожь люди едят], [новая опять поспевает] (М. Пришвин);

5) во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой (при этом возможна вставка сравнительных союзов как, как будто, словно, что).

Пример:

[Посмотрит] — [рублём подарит] (Н. Некрасов);

6) вторая часть (неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что).

Пример:

[Иногда мне думается] — [надо убежать] (М. Горький);

7) вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это; иногда оно имеется в самом предложении).

Пример:

[На стене ни одного образа] — [дурной знак] (М. Лермонтов).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: