Целями психологической службы МБОУ «Винницкая школа» являются:
· содействие администрации и педагогическому коллективу гимназии в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
· содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
· оказание помощи обучающимся, в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
· содействие учителям и родителям в воспитании учащихся
Задачами психологической службы в МБОУ «Винницкая школа» являются:
· психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
|
|
· содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;
· формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
· содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
· психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
· профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся;
· содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Основные направления психологической службы гимназии:
· психологическая диагностика;
· коррекционно-развивающая работа;
· психологическое просвещение;
· психологическое консультирование.
В рамках психологической диагностики происходит углубленное психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Диагностическая работа направлена на решение следующих задач:
· составление социально-психологического портрета школьника;
|
|
· определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
· выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Работа с учащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей 6-7летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок учебной деятельности.
Ежегодно психологом осуществляется наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов, которое проводится в форме посещения уроков, наблюдения за поведением детей во внеурочное время, проведения анкетирования родителей и учителя. Это позволяет более целенаправленно вести психопрофилактическую работу с родителями в форме индивидуальных консультаций, бесед, классных собраний и способствует, в целом, снятию тревожности у детей первого года обучения.
Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю осуществляется посредством следующих форм и методов:
· диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в средний и психологический климат в классных коллективах;
· анкетирование учащихся;
· посещение уроков;
· проведение семинара для педагогов;
· проведение родительских собраний.
В работе психолога используются следующие документы, с которыми была ознакомлена:
1. Основой рабочей документации психолога являются нормативные документы Министерства образования Российской Федерации: положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога;
2. Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора);
3. Различные приказы, инструкции;
4. План работы психолога. Основным документом психолога является годовой план работы, утвержденный директором гимназии. В нем указаны:
- основные виды работ по каждому направлению работы;
- время проведения работ;
- контингент.
5. Журнал учета индивидуальных консультаций. В журнале отдельные страницы отводятся консультациям с учителями, родителями и школьниками.
6. Результаты психодиагностических исследований. При проведении групповых психодиагностических исследований психолог делает справку по результатам исследования. В ней указываются:
- цель исследования;
- батарея методик;
- дата проведения работы;
- контингент;
- сводная таблица результатов (баллы, характеристики и т.д.);
- выводы и рекомендации.
Анализ собранных в ходе обследования материалов