Буквы в их наименовании означают:
· Т - трехфазный;
· Р – то, что в трансформаторе обмотка низшего напряжение разделена на два;
· С – значит трансформатор сухой;
· М – трансформатор имеет масляное охлаждение с естественной циркуляцией воздуха и масла;
· Ц – трансформатор с принудительной циркуляцией масла и воды. Масло также имеет ненаправленный поток. Это означает, что вода течет по трубам, а масло между ними.
· МЦ – трансформатор с естественной циркуляцией воздуха и принудительной масла при ненаправленном потоке последнего.
· Д – трансформатор масляный, где циркуляция масла принудительна, а воздуха наоборот естественна.
· ДЦ – трансформатор, где и масло, и воздух в системе охлаждения циркулируют принудительно.
· Н - трансформатор, где напряжение регулируется под нагрузкой.
· С – если она стоит в конце обозначение – означает, что трансформатор предназначен для собственных нужд электростанции.
· З – трансформатор герметичный, без расширителя, с азотной подушкой.
|
|
· обмотки трехфазных трансформаторов соединяют либо в звезду -Y, либо в треугольник - Δ
Трансформаторы трехобмоточные бывают: ТМТН, ТДТН, ТДЦТН – где вторая буквы Т означает, что он трехобмоточный.
Автотрансформаторы: АТДТНГ, АТДЦТНГ, АТДЦТН, АОДЦТН. Тут буква А означает, что это автотрансформатор; О – что он однофазный; Г – что он грозоупорный.
Также силовые трансформаторы отличает применяемый в их работе класс напряжения, номинальная мощность, условия и режим работы, конструкция агрегата.
Промышленность выпускает трансформаторы, которые работают в условиях различного климата: умеренного, тропического, холодного. Они могут устанавливаться и на открытом воздухе и в помещении. По своему предназначению трансформаторы делятся: на общего назначения и специальные: электропечные, преобразовательные и др.
По виду охлаждения трансформаторы можно подразделить на сухие, масляные и с негорючим жидким диэлектриком.
Для автотрансформаторов, у которых класс напряжения сторон СН или НН выше 35 кВ, после указания класса напряжения стороны ВН, указывается класс напряжения и для вышеперечисленных сторон. Он пишется через косую черту.
Номинальную мощность и класс напряжения указывают после буквенного обозначения через дефис. Она пишется в виде дроби, в числителе которой пишется номинальная мощность в киловольт-амперах, а в знаменателе – класс напряжения, обозначаемый в киловольтах.
Системы охлаждения
Предельный нагрев частей трансформатора ограничивается изоляцией, срок службы которой зависит от температуры нагрева. Чем больше мощность трансформатора, тем интенсивнее должна быть система охлаждения.
|
|
Естественное воздушное охлаждение трансформаторов осуществляется посредством естественной конвекции воздуха и частичного лучеиспускания в воздухе. Такие трансформаторы получили название «сухих».
С – естественное охлаждение при открытом исполнении
СЗ – естественное охлаждение при защитном исполнении
СГ – естественное охлаждение при герметичном исполнении
СД – естественное охлаждение с принудительной циркуляцией воздуха (дутьем)
Допустимое превышение температуры обмотки сухого трансформатора над температурой окружающей среды зависит от класса нагревостойкости изоляции и согласно ГОСТ 11677—85 должно быть не больше
60 °С –– для класса А,
75 °С — для класса Е,
80 °С — для класса В,
100 °С — для класса F,
125 °С — для класса Н
Данная система охлаждения малоэффективна, поэтому применяется для трансформаторов мощностью до 1600 кВА при напряжении до 15 кВ.
М – естественное масляное охлаждение выполняется для трансформаторов мощностью до 16000 кВА. В таких трансформаторах тепло, выделенное в обмотках и магнитопроводе, передается маслу, циркулирующему по баку и радиаторам, а затем –окружающему воздуху. При номинальной нагрузке трансформатора в соответствии с Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) температура масла в верхних, наиболее нагретых слоях не должна превышать +95°С.
Для лучшей отдачи тепла в окружающую среду бак трансформатора снабжают ребрами, охлаждающими трубами или радиаторами в зависимости от мощности.
Д – масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла применяется для более мощных трансформаторов. В этом случае в навесных охладителях из радиаторных труб помещают вентиляторы. Вентилятор засасывает воздух снизу и обдувает нагретую верхнюю часть труб. Пуск и останов вентиляторов осуществляется автоматически в зависимости от нагрузки и температуры нагрева масла. Трансформаторы с таким охлаждением могут работать при полностью отключенном дутье, если нагрузка не превышает 100% от номинальной, а температура верхних слоев масла не более 55 °С, а также независимо от нагрузки при отрицательных температурах окружающего воздуха и температуре масла не выше 45 °С (ПТЭ). Максимально допустимая температура масла в верхних слоях при работе трансформатора с номинальной нагрузкой 95 °С.
Форсированный обдув радиаторных труб улучшает условия охлаждения масла, а, следовательно, обмоток и магнитопровода трансформатора, что позволяет изготовлять такие трансформаторы мощностью до 80 000 кВА.
ДЦ – масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла через воздушные охладители применяется для трансформаторов мощностью 63000 кВА и выше. Охладители состоят из тонких ребристых трубок, обдуваемых снаружи вентилятором. Электронасосы, встроенные в маслопроводы, создают непрерывную принудительную циркуляцию масла через охладители. Благодаря высокой скорости циркуляции масла, большой поверхности охлаждения и интенсивному дутью охладители обладают большой теплоотдачей и компактностью. Такая система охлаждения позволяет значительно уменьшить габаритные размеры трансформаторов. Охладители могут устанавливаться вместе с трансформатором на одном фундаменте или на отдельных фундаментах рядом с баком трансформатора.
Ц – масляно-водяное охлаждение трансформаторов с принудительной циркуляцией масла принципиально устроено так же, как охлаждение ДЦ, но в отличие от последнего охладители в этой системе состоят из трубок, по которым циркулирует вода, а между трубками движется масло. Температура масла на входе в маслоохладитель не должна превышать 70 °С. Чтобы предотвратить попадание воды в масляную систему трансформатора, давление масла в маслоохладителях в этом случае должно превышать давление циркулирующей в них воды не менее чем на 0,02 МПа (2 Н/см2). Эта система охлаждения эффективна, но имеет довольно сложное конструктивное исполнение и поэтому применяется для мощных трансформаторов (160 MBА и более).
|
|