Псалмы 44, 45, 48 и 49: Мессианские места

44: Соломон здесь является прообразом Христа Спасителя. Образ невесты рассматривается как прообраз Пресвятой Богородицы, а так же как указание на Церковь Христову и на душу человеческую. Наконец, существует и христологическое толкование псалма 44, при котором Соломон и его невеста-царица рассматриваются как указания на божественную и человеческую природу Спасителя. Таким же образом толкуется святыми отцами образ невесты книги Песнь Песней

Ряд святых отцов придерживается толкования образа Невесты как Церкви Христовой. В их числе святитель Василий Великий. Он также толкует образ Невесты, как душу человеческую. Святитель так объясняет слова «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена»:

Псалом 44 толкуется и как пророчество о Божией Матери. Мариологическое толкование 44 псалма отражено в богослужении Православной Церкви.

Стих 10: «Предста царица одесную Тебе». Эти слова произносятся когда вынимается и полагается на дискосе частица в честь Божией Матери

Есть и иное толкование 44 псалма – христологическое. Согласно этому толкованию, - изображенная в псалме царица (невеста) – пречистая плоть Спасителя. Дева Прокилла в творении св. Мефодия Патарского (Олимпийского) «Пир десяти дев» рассуждая о соответствующем толковании «Песни Песней», приводит слова 44 псалма

45: 5-10 стихи В данных стихах говорится о наступлении христианской эры, о пришествии Мессии, когда «восшумели народы, двинулись царства» под действием евангельской проповеди.

Рассмотрим толкование стихов 5-10 псалма 45 святителем Афанасием Великим.

Стих 5: Речные устремления (потоки) веселят град Божий. Святитель Афанасий толкует так: «Рекою (псалмопевец) называет евангельское слово, которое веселит Церковь». Освятил есть селение Свое Вышний. Ибо Святый почивает во святых, и вселится в них, то есть в Церкви.

Стих 6: Бог посреди его и не подвижится – то есть Бог посреде Церкви. Поможет ему Бог утра заутра  – то есть с самого раннего утра. И здесь в словах поможет ему – под лицом Церкви можно разуметь святых апостолов и, по преемству, вождей Церкви, которых Господь укрепляет в силах, чтобы могли споспешествовать проповеди.

Стих 7: Смятошася языцы, уклонишася царствия. Хотя язычники ополчились на Церковь, однако же цари их уклонились, то есть побеждены и обратились в бегство, а впоследствии сами преклонили выю пред Христом. Ибо говорит псалмопевец, что церковь скоро будет созидаема теми, которые разоряли ее, потому что они возвысили Церковь, щедро принося ей дары. Даде глас Свой Вышний, и подвижеся земля. Даде глас Христос на Кресте. Гласом же Его называет евангельское слово. Ибо разумная душа, как скоро слышит глас Господень, приходит в колебание, подвигнувшись от порока к добродетели, от неведения к богопознанию.

Стих 8: Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль. Победу, одержанную над мысленными врагами, восписует Самому Господу. Весьма кстати здесь упоминание об Иакове, по причине бывшей с ним борьбы.

Стих 9: Приидите и видите дела Божия, яко положи чудеса на земли. Указует на мир, водворенный проповедью, которой, говорит псалмопевец, прекращена на земле всякая брань. Чудесами же именует уничтожение или приведение в бездействие браней, потому что Господь уничтожил всякую брань.

Стих 10: Лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Лук, оружие и щит означают здесь самое худое состояние человека и лукавые помыслы. 

48 ст. 8-9). Святитель Василий Великий, толкуя это место, говорит: «Итак, не ищи брата для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который один может дать Богу измену за всех нас, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его (Рим. 3, 25). … Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, - это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и куплени ценою

Стих 16: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». Василий Великий говорит, что здесь псалмопевец «ясно пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого Пророка, чтобы она не оставалась во аде

49 посвящен изображению Суда Божия толкователи (святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит) видели в нем описание Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Говоря о величественной картине Суда Божия, нарисованной в псалме, Блаженный Феодорит восклицает: «Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое! Тогда велелепие Свое сокрыл он в уничижении и нищете, а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво

Билет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: