Псалмы 94, 101, 108, 109: Мессианские места

псалом 94: по словам святителя Филарета, «есть воззвание к Израилю, требующее от него поклонения Иисусу Христу, покаяния пред Ним, сердечного верования Ему и субботствования в Нем. Труднейшая часть этого псалма истолкована в послании к Евреям (3,7 - 4,11)

Апостол Павел использует в послании к Евреям слова 94 псалма, в котором израильтянам говорится от лица Божия: «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающий сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Пс. 94, 8-11). Комментируя эти слова, апостол обращается к современным ему евреям: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 3,7 - 4,11)

 

101 Псалом: пророчество о пришествии в мир Спасителя, искуплении человеческого рода, основании Церкви Христовой, просвещении языческих народов. Святитель Афанасий Великий, приступая к толкованию псалма 101, говорит: «Нищий по Богу, т.е. лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников и Спасителя нашего Иисуса Христа» Стихи 16-18: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных ( слав.: смиренных) и не презрит моления их». 

«Яко созиждет Господь Сиона» – т.е. Церковь», - толкует святитель Афанасий Великий

Стихи 19-23: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу».

«Напишется о сем для рода последующего» – священные книги Нового Завета будут возвещать о Боговоплощении, искуплении человеческого рода, деяниях и учении апостолов. Можно понимать здесь и ветхозаветные пророчества.

«Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю». Здесь псалмопевец, как толкует святитель Афанасий Великий: «представляет нам причину призвания язычников. И это есть явление Спасителя нашего Христа, когда пришел Он, приклонив небеса»

Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Призрит на молитву беспомощных». Слав.: Услышати воздыхания окованных. «Кто эти окованные, как не те, кого ненавистник добра диавол связал пленницами греха?». «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Пророки, провидев Духом собрание язычников ко Господу, молились о том, чтобы и им сподобиться этого блаженного видения и события»

 

псалом 108: В книге Деяний Святых Апостолов и святоотеческой экзегетике псалом 108 рассматривается как мессианский. Человек, против которого направлены проклятия псалмопевца, - это предатель Иуда. «Настоящий псалом, - говорит святитель Афанасий Великий, - изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому. Псалом сей, - говорит блаженный Феодорит, - предвозвещает спасительное страдание, неистовство иудеев и предательство Иуды Святитель Филарет Московский также видит в псалме «проклятие на Иуду»: «Этот псалом есть слово Христа, молитвенное о Себе и пророчественное о Своем предателе

Стих 1: «Боже хвалы моей! Не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые ( слав.: уста грешнича) и уста коварные ( слав.: уста льстивые)». Эти слова являются молитвой Иисуса Христа к Богу Отцу, в которой Он просит, чтобы Отец прославил Его как Бога, несмотря на неверие и предательство Иуды. Блаженный Феодорит так комментирует эти слова: «Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится как человек, исполняя меры естества человеческого; а как Бог приемлет Он молитвы искренне молящихся. Ибо и в божественном Евангелии нарицает оное славою и говорит: прииде час, да прославится сын человеческий (Ин. 12, 23). А устами грешника и устами льстиваго наименовал Иуду, потому что тайно договаривался он с иудеями о предательстве». Святитель Афанасий Великий толкует немного иначе: «Уста грешнича – т.е. уста диавола, потому что он поистине грешник. Уста льстивого, т.е. Иуды, потому что оба говорили против Христа»

Стих 8: «Да будут дни его кратки и достоинство его да возьмет другой». Апостол Петр, в речи, предшествовавшей избранию апостола на место отпадшего Иуды (Деян. 1, 16-23), приводит слова псалмов 68 и 108, как относящиеся к предателю Иуде: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; … В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем (Пс. 68, 26); и достоинство его да приимет другой (Пс. 108, 8)». 

Стихи 23-24: «Я исчезаю как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука». Святитель Филарет так комментирует эти слова: «По изображению Христа, преходящей подобно уклоняющейся тени и колеблющегося от поста, можно догадаться, что пророк созерцал Его между временем торжественного вступления в Иерусалим и Пасхой страдания»

Стих 25: «Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими». В Евангелии от Матфея повествуется, что когда Господь Иисус Христос страдал на кресте: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27, 39-40)

Стихи 26-27: «Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». «Это Твоя рука» - то есть дело, сотворенное силой Божией, неожиданное и страшное для гонителей. Святитель Афанасий Великий видит здесь пророчество о Воскресении Христа из мертвых

 

псалом 109: Святитель Афанасий Великий говорит, что «в настоящем псалме Давид изображает рождение Господа по плоти, евангельское Его слово, возгосподствовавшее над всеми народами, и восшествие Его на небеса

Псалом начинается словами: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (109, 1). Эти слова Сам Господь Иисус Христос употребил как доказательство Божественного достоинства Мессии. «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, если Давид называет его Господом, как же Он сын ему?» (Мф. 22, 41-45). Эти же слова псалма 109 вспоминает в Послании к Евреям апостол Павел, говоря о значении Жертвы, принесенной Христом: «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 12-14).

Ст. 3: «… Из чрева прежде денницы родих Тя» (слав.). Блаженный Феодорит так комментирует эти слова: «Здесь открыто велелепие Божества Его, и изрекший Ему Господь: седи одесную Мене, исповедует единосущие, и провозглашает тождество естества. Сказанное прежде денницы дает видеть, что бытие Его прежде времен и прежде веков. А слова из чрева показывают тождество сущности. Не из иного чего, говорит Бог, но от Моего естества рожден Ты. И слово чрево, очевидно, разумеется применительно. Как из чрева рождают люди и рожденные имеют одно естество с родившими, так Рожден Ты от Меня и показуешь в Себе сущность Родшего».

Важным мессианским местом псалма 109 являются слова: «Клялся Господь и не раскается Ты священник во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Эти слова объясняет в мессианском смысле в Послании к Евреям апостол Павел. «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7): как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение. Хотя Он и сын, однако, страданиями навык послушанию; и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека». (Евр. 5, 5-10). Более подробно апостол Павел рассуждает о священническом достоинстве Господа Иисуса Христа, по чину Мелхиседекову, в главе 7 Послания к Евреям

Билет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: