Благодарственные псалмы 33 и 103

Псалом 33 – алфавитный. Каждый его стих начинается с очередной буквы алфавита. Согласно надписанию в еврейской масоретской Библии, в греческой и в латинской Библии данный псалом принадлежит Давиду. Надписание 33 псалма: «Псалом Давиду, иногда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его и отъиде». В 21 главе 1 книги Царств повествуется, что, Давид, спасаясь от Саула, бежал во владения Гефского царя Анхуса. Город Геф был одним из городов филистимских. «И сказали Анхусу слуги его: «не это ли Давид, царь той страны? Не ему ли пели в хороводах и говорили: Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч?» Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, (кидался на руки свои) и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? Неужели он войдет в дом мой?» (1 Цар. 21, 11-15). В результате Давид благополучно избег опасности, которая грозила ему в Гефе, и, уйдя оттуда, укрылся в пещере Оддоламской. Вызывает, однако, вопрос то обстоятельство, что Анхус в надписании назван Авимелехом. Авимелех – титул филистимских царей, как фараон – египетских, собственное же его имя было Анхус.

После своего спасения из Гефа Давид, радуясь, воспел гимн в благодарность Богу, вразумившему его притвориться безумным ради спасения жизни. Этот гимн и стал псалмом 33-им. Псалмопевец воздает хвалу Богу, Помощнику смиренных, выражает уверенность в непреложности Божией помощи, говорит о могуществе Божием и Его милости. Далее (стихи 12-23) следует назидание в истинной премудрости, основа которой – страх Божий.

Стих 2: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». Здесь псалмопевец говорит, что за избавление от опасности смерти он будет благодарить Бога - своего избавителя всегда. Подобно и апостол Павел внушает всем христианам: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (I Сол. 5, 17-18). Слова «на всякое время» означают, что мы должны всегда, во всех обстоятельствах, вспоминать Бога и прославлять Его. «И бегством спасаясь, говорит пророк, и преследуя врагов, и в благополучии, и в злосчастии песнословлю Владыку моего»

Стих 3: «О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции и возвеселятся». Давид говорит, что за оказанные милости он будет всегда воспевать в душе своей Господа. Кроткими он называет кротких сердцем, не помнящих зла, каким был и сам Давид. Они возвеселятся, так как Бог благоволит к таким людям и спасает их во время бедствий.

Далее Давид повествует о своем избавлении «от всех скорбей», имея в виду опасности, которые он испытал при бегстве от Саула и в Гефе. Господь, к Которому взывал Давид, избавил его от «всех скорбей».

Стих 6: «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». Псалмопевец призывает людей, находящихся в скорби, приблизиться к Богу с твердым упованием на Его помощь, и выражает уверенность, что эта вера не будет постыжена в надежде спасения. «Приступите к Нему и просветитеся». Объясняя эти слова пророка Давида, блаженный Феодорит говорит: «Ибо кто приступает к Нему с верою, тот приемлет на себя лучи умного света. Так и у великого Моисея прославилось его видимое лице. Сие сказал уже Давид и выше: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4, 7)

Стих 7: «Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спаси и». Сей нищий: так Давид называет себя, лишенного всякой человеческой помощи преследуемого беглеца.

Стих 8: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их». Боящимся Господа псалмопевец называет тех, кто поступает так, как угодно Богу, сохраняет заповеди Божии. Каждому человеку Господь дает Ангела хранителя, который является для человека тем же чем полки воинов в борьбе с врагами. Здесь раскрывается вероучение об Ангелах, что они являются защитниками людей от бедствий.

Стих 9: «Вкусите и видите, яко благ Господь». «То есть опытом дознайте Владычнюю благость, потому что плодом сего будет для вас блаженство, - объясняет эти слова блаженный Феодорит и продолжает далее: Но должно знать, что сказанный нами смысл пригоден для древних иудеев; скрывающаяся же во глубине буквы мысль дает разуметь благодать Божественных Таин, потому что всесвятым Крещением преподается приступающим истинное просвещение и вкушение Животворящей снеди явственно показывает благость Спасителя. Ибо что так ясно доказывает Его человеколюбие? Не Крест ли? Не страдание ли? Не восприятая ли за нас смерть? Не то ли, что для овец Своих соделался Он вместе и снедью и источником?»

Стих 19: «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет». Такая же мысль выражена и в псалме 50: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

Стих 20: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». Господь, хотя и попускает людям подвергаться скорбям, но Сам же и помогает праведникам и избавляет их от скорбей

Псалом 103 Блаженный Феодорит предваряет толкование псалма 103 следующими словами: «Благодать Всесвятаго Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и в точности учит, как надлежит песнословить Творца. Посему-то, употребив служителем блаженного Давида, написала и сей псалом, чтобы все мы знали, какими песнопениями надлежит воздавать благодарение Благодетелю. Изображает же здесь благодеяния и показывает, что Бог всяческих есть Творец и Правитель всего в совокупности» Надписание 103 псалма: «Псалом Давида, о сотворении мира», в славянском тексте: «о мирстем бытии». В еврейском масоретском тексте этого надписания нет. Из надписания можно сделать заключение, что псалом написан Давидом. В нем он воспевает Промысел Божий в мире. Можно предположить, что псалом написан в мирное время, когда царь Давид мог предаваться созерцанию окружающей природы.

Псалмом 103 прославляется Божественная Премудрость в природе. Псалмопевец красочно поэтическим языком рисует живую картину действия промысла Божия в жизни мира. Господь велик во всем Своем творении. Все предметы видимого мира говорят о Его величии, могуществе и красоте. 103-м псалмом начинается вечерня. Поэтому он и называется «предначинательным». Молящиеся, внимая словам псалма 103, созерцают величие Бога в творении. Это располагает молящихся к внимательному и благоговейному отношению к богослужению.

Стих 1: «Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси». «Во исповедание» - в славу, «в велелепоту» - в великую красоту, величие.

Начиная со стиха 2-го, Бог прославляется в творении света и неба.

Стих 2: «Одеяйся светом яко ризою…». Блаженный Феодорит так комментирует эти слова: «Таков оный свет, что никто не дерзает приблизиться: преизобилие светозарности заставляет отвращать взоры. Ибо если чувственное солнце заставляет делать сие покушающихся долго смотреть на него, то в состоянии ли кто устремлять взор свой на свет неприступный? Посему хотя Бог есть и Сам свет истинный, но одевается светом, как ризою, и живет во свете неприступном. Облак и мрак окрест Его (Пс. 96, 2); положи тьму закров свой (Пс. 17, 2). И сие не противоречит одно другому, потому что неприступный свет для тех, которые не могут взирать на него, есть то же что мрак и тьма. Не может быть видимо ни что во тьме, ни что в оном свете. И тем и другим означается невидимость Божия естества»

Стих 3: «Покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню». В Синодальном переводе: «Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака своей колесницею, шествуешь на крыльях ветра». Слова стиха выражают величие Божие при виде движения облаков, которые поэтически уподобляются колеснице Божией.

Стих 4: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный». Стихии мира, ветер и огонь, являются такими же исполнителями Божественной воли, как и Ангелы. Одновременно здесь указывается и на существование высших, чем стихии природы, разумных слуг Божиих – Ангелов.

С 5-го стиха псалмопевец говорит о величии Бога в творении земли.

Стих 11: «Звери сельныя» – полевые звери, «ждут онагри в жажду свою» – дикие ослы утоляют жажду свою.

Стих 17: «Еродиево жилище предводительствует ими». Здесь имеется в виду – аист, гнездо которого значительно больше других.

В стихах 19-23 описывается Премудрость Божия, установившая порядок жизни днем и ночью.

Стих 21: «Скимни рыкающие». Скимны – это молодые львы.

Начиная с 25-го стиха, псалмопевец выражает свое благоговение пред Богом при созерцании моря.

Стих 26: «Змей сей, его же создал еси, ругатися ему». Под «змием сим» подразумевается левиафан. В данном случае левиафан – могучее морское животное. «Ругатися ему» означает, что Бог создал левиафана, чтобы на столь могущественном Своем творении показать Свое могущество и власть. Блаженный Феодорит полагает, что левиафан, в данном случае, – кит. Однако не отвергает он и того толкования, согласно которому «змей», «левиафан» – иносказание. Псалмопевец показывает, что все многообразие сотворенного мира нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время. Псалом заканчивается пожеланием пророка Давида, чтобы это изображение величия Бога было угодно Ему («да усладится Ему беседа моя») и чтобы все нечистое и греховное исчезло с земли.

Билет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: