Вопрос №1 Лекция в современном ВУЗе.
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы лекцию часто называют «горячей точкой». Слово «лекция» происходит от латинского «lесtion» – чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме в средние века.
С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Основное назначение лекции – как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой.
В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала.
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
|
|
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни студенты успевают осмыслить, другие только ме- ханически записать слова лектора.
Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.
В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:
· новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;
· отдельные темы учебника особенно трудны для самостоя- тельного изучения и требуют методической переработки лектором;
· по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции;
· лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями.
Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.
Преимущества лекции:
· творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
|
|
· лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;
· лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.
Процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.
Требования к лекции:
· нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень);
· доказательность и аргументированность;
· наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обосновании, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения;
· активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
· четкая структура и логика раскрытия последовательно из- лагаемых вопросов.
Структура лекции. По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которое могут послужить для составления экзаменационных билетов.
Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, а системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному.
Традиционная вузовская лекция обычно называется традиционной, имея несколько разновидностей:
Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получать общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.
Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.
Обзорная лекция. Это систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большое количество ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.
Лекция и учебник: дается ли задание проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Имеет ли место связь с предыдущим и последующим материалом, присутствуют ли внутрипредметные, межпредметные связи.
Методика чтения лекции:
· четкая структура лекции и логика изложения;
· наличие-отсутствие плана, следование ему;
|
|
· сообщение литературы к лекции; доступность и разъяснение новых терминов и понятий;
· доказательность и аргументированность;
· выделение главных мыслей и выводов;
· использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения;
· подведение итогов в конце изложения отдельного вопроса, всей лекции;
· использование наглядных пособий, ТСО;
· применение лектором опорных материалов: отдельные записи, чтение опорных материалов.
Руководство работой студентов:
· требование конспектировать и контроль за выполнением;
· обучение студентов методике записи и помощь в этом: соблюдение темпа, повтор, паузы, вычерчивание графиков;
· просмотр конспектов по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях;
· использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, ораторские приемы;
· разрешение задавать вопросы.
Прочие данные: знании предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.
Результативность лекции: информационная ценность, вос- питательный аспект, достижение дидактических целей.
Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку в появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс- конференция.
Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и тому подобное).
Литература
1. Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы. – М., 2005.
2. Сердюк С. Ф. Основы педагогики высшей школы: Учеб- ное пособие. – Воронеж, 2004.
|
|
3. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1999.