История возникновения, итальянские мастера

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Уральский федеральный университет

Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна.

Кафедра Истории искусств

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Техники изобразительного искусства»

На тему «Флорентийская мозаика. История техники и применение в современном монументальном искусстве».

Выполнил:

Студент группы УГИЗ-193404

Ленкова Ю. П.

Проверил преподаватель:

Мережников А. Н.

Екатеринбург,

                                                          2020

Ведение

Искусство мозаики имеет длительную историю, восходящую к V веку до н.э. За истекшие тысячелетия мозаика, как один из видов монументального искусства, претерпела серьезные изменения. Мозаика усложнилась по средствам художественной выразительности, возникли ее разновидности - александрийская, римская, византийская, русская. В эпоху Возрождения во Флорентийской академии возникла новая разновидность, и за ней закрепилось название «флорентийской мозаики». Именно ее своеобразию, этапам формирования и посвящена настоящая работа.

Цель работы: выявить региональную специфику развития флорентийской мозаики.

Задачи:

1. Исследовать литературу по данной теме;

2. Собрать и систематизировать текстовой и иллюстративный материал;

3. Изучить и проанализировать историю образования и развития мозаики;

4. Рассмотреть особенности техники флорентийской мозаики;

5. Определить этапы и особенности формирования флорентийской мозаики;

Объект исследования: флорентийская мозаика.

Предмет исследования: Среднеуральске мастера, работающие в технике

Флорентийской мозаики.

 

История возникновения, итальянские мастера

Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства существовавших, ещё до нашей эры. Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Второе название флорентийской мозаики "Pietra Dura", что переводится с итальянского, как "поделочный камень.

Как писал в 1609 году Ансельм Боэций де Будт, личный врач императора Рудольфа II, «в благородных камнях мы видим величие и поразительную мощь Создателя, которому удалось воплотить в столь малых предметах красоту всего мира и силу всех других вещей». Так камень оказывался символом божественного совершенства вселенной и мерилом власти земных владык.

Флорентийская мозаика возникла в XVI веке в Италии во Флоренции, её составляли из природных камней: мрамора, лазурита, яшмы, агата, литографского камня и др.

Скорее всего, на это повлияли различные техники создания мозаик Рима и Флоренции. Известно, что римские мозаики изготавливались, как правило, из мрамора, а определенные сюжеты из полудрагоценных камней вставлялись в определенные каменные плиты. Флорентийский способ имел существенные отличия. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что никаких швов или даже просто линий стыка видно не должно быть. И при этом все пластины должны быть расположены в одной плоскости. Для создания сложных изображений не нужно было никакой основы. Таким образом, шкатулки, столешницы, миниатюры и многие другие изделия изготавливались целиком. Художники из Флоренции также учитывали все особенности камня, такие как различные оттенки, фактура, естественный рисунок и наличие даже незначительных вкраплений, правильное использование и комбинация которых делали возможным создание удивительных работ, которые восхищали ценителей данного вида искусства.

Во Флоренции художники издавна занимались мозаикой, но лишь к концу XVI в. была выработана та особая техника мозаики, которая за свою долгую историю не претерпела почти никаких изменений. Содержание же мозаики менялось в зависимости от общего процесса развития изобразительного искусства. Один из первых историографов итальянского искусства эпохи Возрождения Вазари писал: «Достойная мозаика должна отличаться ясностью в своем построении, в тенях плавностью переходов между разными оттенками темного, выполняться должна с тончайшим расчетом на большое расстояние от глаза так, чтобы казалась картиной, а не инкрустацией».

Самой известной мастерской мозаики во Флоренции владела семья Медичи, которая правила городом в эпоху Возрождения. Наибольший вклад в развитие флорентийской мозаики внес герцог Фердинанда Медичи I, который превратил частную семейную лабораторию в великолепные герцогские мастерские, которые в следующем веке послужили прообразом придворных мастерских всех ведущих монархов Европы. Мастерская производила предметы меблировки и украшения церковного и светского характера - столешницы, кабинеты, шкатулки, реликвии, картины, вазы и т.д., которые должны были символизировать могущество двора великих Медичи. Его мастерские хранили уникальные традиции, применимые и по сей день в работе мозаичистов со всех стран. А запасы полудрагоценных камней, собранные еще в то время, до настоящего момента используются для создания удивительных флорентийских мозаик. Это еще раз подчеркивает масштабы и размах работы этих мастерских.

Одним из самых существенных характеристик флорентийской мозаики является ее долговечность, которая возможна благодаря тому, что естественные краски камня не теряют своей яркости и не осыпаются в течение очень длительного времени.

Также флорентийские мозаики отличаются реалистичностью своих изображений. Таким образом, с помощью различных каменных пластинок, идеально подогнанных друг к другу, создаются настоящие произведения искусства. Одним из примеров такой удивительной работы является «Тайная вечеря», в которой наблюдаться плавный переход от различных оттенков и складываться впечатление цельной картины, а не отдельных отрывков.

Позднее пришло увлечение «обманками» - композициями, имитирующими лежащие на столе объемные предметы. Эта техника требовала безошибочного подбора камней различных оттенков, которые могли бы передать не только разницу в локальных цветах, но также и тончайшую градацию оттенков при переходе от света к тени.

С учетом особенности технологии наибольшее распространение во флорентийской мозаике получили небольшие картины с аллегорическими сценами, архитектурными и природными пейзажами, морскими и пасторальными сюжетами. Каждая из мозаик является абсолютно уникальной. Все картины неповторимы, так как рисунок каждого камня уникален и даже при тщательном копировании получается немного иная мозаика. И мозаика эта не тускнеет, не выцветает со временем -старинные флорентийские образцы пережили несколько столетий, и по-прежнему сияют первозданными красками и рисунками камня.

Очень высоко ценились флорентийские мозаики с выпуклыми, объемными изображениями. Такая работа осуществлялась посредством тщательного подбора всех составных компонентов, в том числе и малейших вариаций оттенков. Все эти компоненты соединялись в целостную картину с помощью метода бесшовной подгонки.

Производство флорентийских мозаик считалось стратегической отраслью государства, приносящей ей огромную прибыль, до XVII века их производство считалось монополией государства. Идеальный подбор камней разных цветов, оттенков, геометрических форм, рисунков требует тщательности и знания возможностей тех или иных пород. Оттенки различных пород одного камня, расположение и частота различных прослоек, прожилок, включений, наличие пятен другого цвета - возможности палитры флорентийской мозаики тем разнообразнее, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка. Специальная обработка камня и тщательная подгонка элементов требует значительных трудозатрат. Даже с использованием современных технологий обработки камня создание одной мозаики во флорентийской технике может занимать многие месяцы.

Для изготовления флорентийских мозаик, как правило, применяли «твердые камни», однако не все из них обладали достаточной твердостью. Многие из полудрагоценных камней, относимых традицией к этому разряду, едва ли могут расцениваться как таковые с точки зрения их собственно физических качеств, определяемых по шкале Мооса (к примеру, столь любимая флорентинцами ляпис-лазурь, занимающая лишь 4-5 место в шкале Мооса). Это скорее условная характеристика для применимых камней. Более существенное значение имели декоративные характеристики камня, а именно: блеск, плавность цветовых переходов, яркость. В связи с этим самыми подходящими камнями для создания флорентийской мозаики является горный хрустать, оникс, мрамор, яшма, кварц, бирюза и некоторые другие.

Добыча некоторых камней осуществлялась в непосредственной близости от Флоренции, а для получения других необходимо было тесное сотрудничество с купцами из других стран (Индии, Египта, Туниса, Алжира, Афганистана и Испании).

На протяжении многолетней кропотливой работы художники - мастера из Флоренции досконально изучили все свойства камней и разработали уникальные техники и методы их обработки с целью достижения нужного эффекта. К примеру, для получения розового оттенка некоторые виды мрамора нагревали до определенной степени. Совершенно особым образом готовился к работе халцедон из месторождения Вольтера, оттенки которого варьируют от бледно-желтого до бледно - розового. Этот камень применялся для передачи тонов человеческого тела. Извлеченные на поверхность куски халцедона медленно нагревались и затем на целый год закладывались обратно в свои естественные подземные хранилища, что позволяло усилить блеск и яркость красок. Тем самым хотели добиться увеличения яркости и формирования ослепительного блеска.

Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и знаменито во всей Европе. Несмотря на то, что к середине XIX века перестала действовать флорентийская мастерская, она уже успела передать свой ценный опыт и традиции многим европейским странам. Творчество Флорентийских мастеров оказало решающее влияние на создание мастерских в других государствах Европы, среди которых особенно выделялись мастерские Богемии и Франции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: