К ним можно отнести следующие

1) неблагополучные семейные взаимоотношения, связанные с глубоким психологическим дискомфортом, отрицательным психологическим микроклиматом в семье (асоциальные семьи);

2) влияние знакомых, родственников и друзей с девиантным поведением, употребляющих психоактивные вещества;

3) несправедливое, грубое, жестокое отношением к подростку со стороны, учителей, товарищей по классу;

4) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы;

5) пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

6) доступность табака, алкоголя, наркотиков.

К причинам, положительно влияющим на воспитание подростка, можно отнести следующие:

1) Семья может положительно влиять на воспитание ребенка при соблюдении следующих условий: благополучие семьи (материальное, психологическое), уважение к ребенку, наличие положительных стереотипов поведения, избегание авторитарных стилей воспитания, проведение совместного отдыха, помощь в обучении и т.д.

2) Школа может оказывать положительное влияние через предоставление положительных стереотипов поведения; уважительное отношение к ученикам; построение педагогического процесса, направленного на развитие способностей и умений каждого ребенка; использование демократических стилей воспитания.

3) Средства массовой информации могут оказывать позитивное влияние на воспитание подростков через пропаганду положительных героев фильмов, теле- и радиопередач.

4) Друзья и родственники также могут сформировать у подростка положительный стереотип поведения, показывая пример того, что можно делать и чего делать нельзя, акцентируя на такие качества человека, как: доброта, уважение, честность, отрицание употребления психоактивных веществ и т.д.

Таким образом, окружающая среда может как положительно, так и отрицательно влиять на воспитание и развитие подростка.

Стихийное влияние среды — неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила,

действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения и т. п. (по В. А. Караковскому). Стихийное влияние среды может быть позитивным и негативным с точки зрения воспитания личности. В первом случае это воздействие на подрастающее поколение национальных, моральных ценностей общества, менталитета, средств массовой информации, пропагандирующих эти ценности, культуры общества в целом. Изменение социальных, политических, экономических условий жизни объективно вызывает изменение характеристик современных детей и подростков. Назовем некоторые из них (по Л. И. Маленковой): большая информированность, приобщение к технике, новым информационным технологиям, свобода и раскованность в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, ориентированность на западноевропейский или на американской образ жизни, более раннее взросление, большая ориентированность на материальные ценности, чем на духовные и т. п.Негативные воздействия среды связаны с влиянием псевдо- (или поп-) культуры, с отсутствием культур­ных ценностей и норм в детской среде. Это выражается в таких негативных тенденциях, как неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; общение на языке сленга, приобщение к табакокурению, алкоголю, наркотикам, безнадзорность, суицид и другие.

В связи с этим перед учреждениями образования встает задача регулировать стихийные воздействия среды и создавать воспитывающую социокультурную среду — конкретное для каждого ребенка социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, приобретает поло­жительный социальный опыт. Следует подчеркнуть, что общество воздействует на подрастающее поколение прежде всего через свой менталитет и соответствующий образ жизни (совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих обществу). Менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях иверованиях изадающих вместе с доминирующими потребностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки.Систему национальных ценностей составляют патриотизм, гражданственность, толерантность, трудолюбие, коллективизм. Ценности общества, цели и перспективы его развития в концентрированном виде отражены в идеологии государства как системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность. Эти идеологические положения, будучи положенными в основу системы образования и работы СМИ, будут способствовать освоению подрастающим поколением основополагающих национальных идей и ценностей, формированию убеждений, национального самосознания, становлению гражданской позиции учащихся. Содержащиеся в средствах массовой информации материалы дают примеры гражданской деятельности, анализируют поступки людей, историю судеб, приводят комментарии к событиям, происходящим в мире. С помощью СМИ учащиеся включаются в анализ общественных явлений, сопоставляют свою позицию и позицию других, сопереживают происходящему.

Декрет Президента РБ № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (24 ноября 2006 г.) Цель Декрета — обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях и повышение ответственности родителей. Ошибки семейного воспитания: гипоопека (безнадзорность, бесконтрольность); гиперопека; «кумир семьи» (разновидность гиперопеки); «Золушка» (реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия); «жесткое воспитание» (наказание за малейшую провинность); воспитание в условиях повышенной моральной ответственности.

Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка. Непоследовательность в обращении с детьми. Доминантность - требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: