Практическое задание № 18 к вопросу «Лекция как организационная форма обучения психологии»

Лекция - это организационная форма обучения, регламентированная по времени и составу слушателей, направленная на передачу им информации по определенному алгоритму, как правило, в монологе педагога. Методика чтения лекции предполагает три этапа: подготовку, чтение и психологический анализ. Тема каждой лекции определяется календарно-тематическим планом, а содержание соответствует программе дисциплины. Подготовка к лекции включает систематизацию имеющихся знаний преподавателя по теме лекции, дополнение информацией по теме из других литературных источников. Завершается подготовка к лекции написанием плана-конспекта (для опытных педагогов - плана лекции). В плане-конспекте указывается тема, формулируется цель, указываются средства, которые будут использоваться при чтении лекции. Если преподаватель не владеет в совершенстве материалом темы, обязан иметь текст лекции. В завершении лекции желательно подвести итоги, сделать обобщения и подключить студентов к рефлексии собственного развития.

Для того, чтобы совершенствоваться, преподавателю необходимо анализировать свои лекции три подхода к анализу лекции:

-традиционный для деятельностн. подхода;

-анализ с позиции гуманистич.подхода;

-интегративный подход.

Традиц. подход включ. следующ. общие и дидактические требования к лекции:

-высокая посещаемость лекции студентами, их внешняя активность на лекции (внимательное слушание, ведение конспекта, дисциплинированность студентов и т.п.);

-своевременное начало и окончание лекции, достаточное количество материала для лекции, темп ее чтения;

-соответствие темы календарно-тематическому плану, рациональное использование времени на лекции, логика изложения материала;

-использование преподавателем разнообразных методов обучения, различного оборудования и технических средств обучения;

Требования к проведению лекции с позиции гуманистического подхода:

-удовлетворенность студентов содержанием и формами лекции;

-наиболее интересные, запоминающиеся фрагменты лекции; какой учебный материал больше всего заинтересовал студентов;

-насколько содержание и формы обучения лекции повлияли на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов:

-какие фрагменты лекции, методы, на взгляд преподавателя, были удачными;

-какие возможности обучения студентов на лекции упущены или не полностью использованы;

- наличие оригинальных подходов к обучению и развитию студентов, использование инновационных методов и приемов на лекции.

Интегративный подход к анализу собственных лекций включает элементы деятельностного и гуманистического подходов. В этом подходе обнаруживаются противоречия в научном плане, однако с прагматической позиции он оправдывает себя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: