Права и обязанности участников образовательного процесса

Образовательная система как объект управления.

Принципы построения образовательных систем непрерывного образования:

- ориентация образовательной системы на человека, на индивидуальность и базовые потребности в  самосовершенствовании и самореализации;

-широкий демократизм образовательной системы, доступность;

- гибкость образовательной системы;

-разнообразие образовательных услуг

- широкое использование электронных технологий

Суть образовательных услуг что образовательные системы должны быть ориентированы на создание целенаправленно выстраиваемых совокупностей условий, способствующих развитию человека.

Определенность образовательной системы, индивидуальность ее облика задается целями, содержанием и характером педагогического процесса, субъектами которого выступают ученик и педагог-профессионал. В качестве примеров образовательных систем можно назвать:

- системы образования

- образовательное учреждение;

-образовательную программу, учебно-воспитательный процесс

Компонентами образовательной системы являются взаимодействующие:

- преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

- сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Каждый из выделенных выше компонентов системы образования Российской Федерации сам является сложной образовательной системой.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые разделяются на общеобразовательные и профессиональные. Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации индивида к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся следующие: - программы ДО; -программы НОО;- программы ООО;- программы СОО. С позиций современной педагогической науки в структуру общеобразовательной программы как системного объекта включены следующие компоненты:- целевой компонент;- содержание образования (учебный план, учебно-программное обеспечение; содержание внеурочной работы с учащимися);

- технологический компонент (используемые при реализации образовательной программы дидактические системы, педагогические технологии, методики, методы обучения и воспитания);

- организационно-педагогический компонент (используемые организационные формы обучения и воспитания;

- режимные условия реализации образовательной программы);

- д иагностическое сопровождение образовательной программы (дидактическая диагностика, социально-педагогическая диагностика учителей и учащихся, диагностика личностного самоопределения учащихся);

- результат реализации образовательной программы.

В качестве объектов управления могут выступать общеобразовательная школа, педагогический коллектив. Субъектом управления является тот, кто реализует управление — директор школы и его заместители.На практике довольно часто в качестве субъекта и объекта управления выступает система, определяемая как «система управления» («управляющая система»). В этом случае объект управления именуется «управляемой системой».Говоря об образовательных системах с позиции объектов управления, необходимо обратить внимание на то, что большое число компонентов этих систем наделены субъектными свойствами.

Нормативно-правовая основа деятельности общеобразовательного учреждения.

Правовая норма- это важный и необходимый инструмент управленческой деятельности. Нормативныме документы министерства науки и ВО относятся:

-постановление коллегии министерств РФ (науки и ВО)

-приказы

-инструктивно-методические письма

-инструкции

-положения по различным сферам образовательной деятельности

Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе конституции РФ и закона об образовании № 273 ФЗ утрв. 29.12. 2012 года, вс. в силу 1. 09. 2013 г.Эти документы направлены на нормативно-правовое обеспечение в рамках единого образовательного пространства страны

Система нормативно-правового обеспечения (по лекциям)

Конституция РФ

Законодательство РФ (Федеральный уровень)

Нормативные документы министерства науки и ВО РФ (Федеральный уровень)

Нормативные документы органа управления образованием субъекта РФ (региональный уровень)

Нормативные документы муниципального органа управления образованием (Муниципальный уровень)

Нормативные документы муниципального образовательного учреждения (локальный уровень образовательного учреждения)

Основные нормативные документы, обеспечивающие функционирование образовательного учреждения:

-устав муниципального образовательного учреждения

-локальные акты(приказы о доплатах и надбавках, положения о различных структурных подразделениях школ)

-приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (Пр., правила внутреннего трудового распорядка, описание должностных обязанностей работника)

-выбор и разработка, нормативных учреждением образовательных программ, учебных планов, программ, вновь вводимых учебных предметов и т.д.

Права и обязанности участников образовательного процесса.

1.1 К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники Учреждения, учащиеся, родители (законные представители).

1.2. Все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и настоящего Устава.

1.3 Учащиеся Учреждения имеют право:

- на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- на выбор образовательного учреждения, форм получения образования, перевод в другой класс или другое образовательное учреждение;

- на знакомство с настоящим Уставом Учреждения и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения;

- на обучение по индивидуальным учебным планам или ускоренный курс обучения;

- на выбор профиля обучения в Учреждении;

- на бесплатное пользование библиотечным фондом

- на участие в управлении Учреждением, классом;

- на добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;

- на добровольное вступление в любые общественные организации;

- на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

Учащиеся Учреждения обязаны:

- соблюдать настоящий Устав, Правила для учащихся, решения органов самоуправления и приказы директора;

- уважать права, честь и достоинство других учащихся

- быть дисциплинированным, соблюдать общественный порядок в Учреждении и вне ее, выполнять требования дежурных по Учреждению;

- сознательно относиться к учебе, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;

- беречь имущество Учреждения, бережно относиться к результатам труда других людей, зеленым насаждениям;

- экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы.

Педагогические работники Учреждения имеют право:

- на участие в управлении Учреждением;

- на защиту своей профессиональной чести и достоинства;

- на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся;

- на повышение своей квалификации не реже, чем один раз в 5 лет;

- на аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;

- на пользование льготами, установленными действующим законодательством;

- на проведение дисциплинарного расследования в соответствии с действующим законодательством;

Педагогические работники Учреждения обязаны:

- выполнять устав Учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, другие документы, регламентирующие деятельность Учреждения,

- обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся

- уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

- создавать творческие условия для получения глубоких и прочных знаний, умений и навыков учащимися; 

- обеспечивать гласность оценки, своевременность и аргументированность ее выставления;

- повышать свою квалификацию не реже чем один раз в 5 лет;

- воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей

- поддерживать постоянную связь с родителями учащихся

- предоставлять возможность родителям, другим педагогам посещать свои уроки по предварительному согласованию;

- предоставлять возможность администрации посещать свои уроки, внеклассные мероприятия для осуществления внутри школьного контроля в соответствии с планом работы Учреждения.

Администрация Учреждения имеет право:

- на прием, перевод и увольнение работников;

- установление оплаты труда, доплат и надбавок в соответствии с действующим законодательством и Положением о моральном и материальном поощрении;

- на установление учебной нагрузки в соответствии с учебными планами и трудовыми договорами работников;

- на установление режима работы Учреждения, утверждение расписания занятий, установление индивидуального режима работы в пределах условий, оговоренных трудовым договором;

- на осуществление внутри школьного контроля, посещение уроков, мероприятий в соответствии с планом Учреждения;

Администрация Учреждения обязана:

- обеспечить рабочие места работников Учреждения всем необходимым;

- создать условия для творческой работы, повышения квалификации;

- принять необходимые меры по обеспечению техники безопасности, охраны труда и пожарной безопасности;

- предоставить работникам необходимую педагогическую нагрузку в соответствии с условиями трудового договора;

- отчитываться перед высшим органом управления Учреждением;

Родители (законные представители) учащихся имеют право:

- выбирать формы получения образования и образовательное учреждение;

- защищать законные права и интересы ребенка; обращаться к администрации Учреждения в целях защиты этих прав и интересов;

- знакомиться с уставом Учреждения и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения;

- принимать решение о переводе ребенка в другой класс, в другое образовательное учреждение, об изменении формы обучения, профиля обучения;

- принимать участие в управлении образовательным Учреждением

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка; ставить вопрос о не согласии с годовой оценкой по предмету и проведения экзамена независимой комиссией;

- посещать школу и беседовать с педагогами после уроков, посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок или по согласованию с учителем и с разрешения директора Учреждения;

Родители (законные представители) учащихся обязаны:

- создавать дома необходимые условия для жизни, развития, отдыха ребенка и выполнения им учебных заданий, разумно организовывать режим и свободное время ребенка. Направлять ребенка в Учреждение в опрятном виде, с необходимыми принадлежностями для занятий;

- регулярно контролировать учебу и поведение ребенка; регулярно поддерживать связь с педагогами Учреждения;

- оказывать ребенку всемерную помощь в осуществлении им своих прав и обязанностей в Учреждении;

- уважать права, честь и достоинство ребенка и педагогов.

Права и обязанности учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников Учреждения в части не отрегулированной Законом «Об образовании», другими законодательными актами, Уставом Учреждения, определяются локальными актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: