Возрождение в Германии

 

Германия в ХIV—XV вв. переживала смутные времена. «Золотая булла» Карла IV (1356 г.) предоставила князьям исключительные права, в стране утвердилось многовластие и феодальная анархия. Особую роль в создании культурного пространства Германии сыграли города, где в XV веке широко распространилось книгопечатание, следствием чего был расцвет многообразных жанров так называемой бюргерской, или городской, литературы. В этом видится сходство с аналогичными процессами в других национальных литературах этого периода. К началу ХVI века в Германии успешно действовали гуманисты, которые чтили классическую древность. Однако в немецком гуманизме были и свои яркие национальные черты. Гуманизм в Германии утверждается в условиях Реформации.

Реформация — широкое социально-политическое движение в странах Европы в ХVI—ХVII вв., направленное против католической церкви. Реформация вызвала к жизни новую разновидность христианства — протестантизм. Протестантская церковь провозгласила независимость от папы римского. Католическая церковь ответила на реформацию контрреформацией, и это привело к религиозным войнам. Протестантизм многим обязан учению М…ртина Лютера (1484—1531), Ж…на Кальвина (1509—1564), Цвингли (1484—1531) и др. Протестантизм отвергал понимание церкви как посредницы между Богом и людьми, выдвинул принцип «оправда-ния верой», упростил службу, отказался от почитания святых, икон, мощей.

Идеи протестантизма нашли сочувственное отношение в среде писателей-гуманистов, выступавших с критикой католической церкви. Гуманисты резко нападали на алчность, развращенность католических сановников, а вот светлые, жизнеутверждающие мотивы не получили развития. Ни Бокаччо, ни Петрарка не стали для немецких гуманистов образцами. Античность воспринималась немецкими писателями прежде всего как сокровищница сатирических мыслей и образов, поэтому любимым автором прошлого для них был Лукиан с его сатирическими диалогами, форма которых вошла в плоть и кровь немецкой гуманистической литературы.

В своем неприятии действительности немецкие гуманисты отказались писать на родном языке и отдали предпочтение латыни, видя в ней оплот новой культуры.

Среди немецких гуманистов мировую известность имеет философ Николай Кузанский (1401—1464), изучавший математику, естествознание и др. науки. Он раньше Коперника предположил, что Земля вращается и не является центром Вселенной. Теолог Якоб Випфелинг (1450—1528) основал научное общество в Страсбурге, написал патриотический трактат «Германия». Блестящим представителем немецкой сатирической традиции в литературе выступил Ульрих фон Гуттен (1488—1523). Он разработал такие сатирические жанры, как сатирический диалог, инвектива, эпиграмма.

Глубокий след в истории немецкой литературы оставил Мартин Лютер, вождь Реформации, бросивший вызов католическому догматизму. В трактате «О рабстве воли» (1526) он отстаивал свободу человеческой воли, считал, что религиозность есть глубокое внутреннее чувство человека. Трактаты, памфлеты, духовные песни, шпрухи Лютера пронизаны гражданским звучанием. Лютер не был поклонником классических штудий гуманистов, в своих духовных песнях он остался верен идеалам Ветхого Завета.

Ярким поэтом Возрождения в Германии является Ганс Сакс (1494—1576). Он был башмачником, гражданином вольного города Нюрнберга, во славу которого сочинил стихотворение «Похвальное слово городу Нюрнбергу» (1530). Он резко критиковал католическую церковь в диалоге «Спор между каноником и башмачником» (1524), сделал сатирические надписи к циклу антиклерикальных гравюр «Чудесное пророчество о папе» (1527). Сакс склонен к дидактике, морализаторству, ратовал за трудолюбие, честность, воздержанность.

Одним из очагов гуманизма на Севере Европы были Нидерланды. В XVI веке книгопечатники из г. Девентера издали Гесиода, Сенеку, Вергилия, Плавта, Петрарку, к художественному опыту которых обратились Рудольф Агрикола Хюсман (1443—1495 гг.), Вессел Гансфорт (1420—1489). Признанными центрами гуманизма стали университетские города Левен и Антверпен.

Выдающимся представителем нидерландского гуманизма был Эразм Роттердамский (псевдоним Герта Гертсена, 1469—1536). Он считал себя космополитом, жил в разных странах и писал только на латинском языке. В 1500 г. выходит в свет его книга «Пословицы» — сборник притч, изречений древних авторов, библейских афоризмов. Небывалый успех выпал на долю книги «Христианский воин», в которой мыслитель провозглашает истинным наслаждением чистую совесть, призывает «больше любить, чем больше знать и вовсе не любить». В 1517 году Эразм издал греческий текст Евангелия и его латинский перевод, «Вульгату», с учеными комментариями. Самое известное его произведение — «Похвальное слово Глупости» (1509—1511). Это образец ораторского искусства, в котором пародийно используются как схоластические приемы, так и элементы беседы, ученого монолога, философского трактата. Взяв за основу жанр энкóмия (похвалы), Эразм придал ему новое смысловое содержание. Автор развернул широкую картину пороков современной жизни, смело критиковал католицизм, современную ему науку и др.

Художественный мир произведения пронизывает идея совпадения противоположностей, заимствованная у Аристотеля и Николая Кузанского. Глупость хвалит сама себя, и это воспринимается как насмешка над глупостью и возвеличивание мудрости. Используя традиции шутовской литературы, Эразм создает сатиру на антигуманные стороны феодальной действительности.

 

Вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте особенности Возрождения в Германии.

2. Назовите представителей немецкого гуманизма.

3. Ознакомьтесь с книгой Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости». Кто были «родители» Глупости? Какие пороки современной писателю действительности предстали в «Похвальном слове»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: