Тяговый баланс автомобиля

Уравнение движения

Равенство силы тяги на колесах и сил сопротивления движению называется тяговым балансом автомобиля, который для разгона можно записать

                                  Рт = Рf+ Рh + Рw + Рj,                                               (35)

где Рf – сила сопротивления качению колес автомобиля; Рh – сила сопротивления подъема; Рw – сила сопротивления воздуха; Рj – сила инерции автомобиля.

Тяговый баланс автомобиля называется также уравнением движения автомобиля. В развернутом виде тяговый баланс может быть записан следующим образом:

      = Ga × f ×cos a +  Ga×sin a   + × d × ,        (36)

где d – коэффициент учета вращающихся масс автомобиля; f   - коэффициент сопротивлния качению; hтр – кпд трансмиссии;  – ускорение автомобиляи.                                                                            

 Используя тяговый баланс, можно определить целый ряд параметров, касающихся динамики и условий движения автомобиля, например, необходимые передаточные числа агрегатов трансмиссии, ускорение при разгоне и др.

 Для наглядности и удобства использования тяговый баланс обычно изображают графически (рис. 43), где Рк1, Рк2, Рк3, Рк4 – силы тяги на колесах при включенных 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой передач; Р f + Рw – сумма сил сопротивлений качению колес и воздуха; Рj – сила инерции.   

  Пересечение кривых Рк и Р f + Pw= Py на рис. 43, с помощью которых показывается изменение сил тяги и сил сопротивления, дает возможность определить максимальную скорость движения в рассматриваемых условиях, а также определить возможную силу для преодоления инерции автомобиля Рj в случае разгона.

 

 

 

        

 

Рис. 43. Тяговый баланс автомобиля

 

. 9. Динамический фактор автомобиля

Удельную силу тяги, приходящуюся на единицу силы тяжести автомобиля, принято называть динамическим фактором автомобиля – D, Н/Н:

                                                     D = .                                            (37)

    Выражение  (35) запишем в форме:

Рт – Рw = Р f + Рh ± Рj.

  Сила инерции может быть движущей или тормозящей: знак "+" перед Рj –  для движения с ускорением, знак " – "  –  с замедлением. Поделив обе части последнего выражения на Ga и записав вместо Р f  + Рh = Py, для горизонтальной дороги получим

                          D =  =   =  y ± × .                         (38)                                                      

При равномерном движении  = 0, выражение (38) принимает вид D = y,

т.е. значение коэффициента общего дорожного сопротивления y равно динамическому фактору автомобиля D.

    Графическое изображение изменения динамического фактора в зависимости от скорости движения при различных включенных передачах в коробке передач называется динамической характеристикой автомобиля (рис. 44). На этом же графике наносятся кривые изменений коэффициента общего дорожного сопротивления y в зависимости от скорости. Точка пересечения кривых для D и y дает возможность определить максимальную скорость автомобиля в рассматриваемых условиях.

Максимальное значение динамического фактора на первой передаче для автомобилей с колесной формулой 4х2 бывает в пределах 0,25...0,4 – для легковых и 0,3...0,5 – для грузовых. Для полноприводных автомобилей динамический фактор может достигать 0,7 и равняться коэффициенту сцкпления φ.

 При максимальной скорости движения значения динамического фактора составляют 0,015...0,03 для легковых и 0,03...0,035 – для грузовых автомобилей.

    

 

      Рис. 44. Динамическая характеристика

       автомобиля

Коэффициент общего дорожного сопротивления y при движении на подъеме, когда используется сила инерции автомобиля, можно определить следующим образом:

                                    y = D +  .                                            (39)

При движении с постоянной скоростью     y = D.                                                 

Если известны динамический фактор автомобиля и коэффициент сопротивления дороги, угол максимального подъема при постоянной скорости может быть  определен следующим образом:

y = f × cos a + sin a = f × + sin a = D.

D – sin a = f ×

Возведя в квадрат обе части этого равенства, составим квадратное уравнение

(1 + f 2) × sin a2   – 2 D × sin a + (D2 + f 2) = 0.

Решая его, получим

                                       sin a = .                                (40)

Определив sin a, находим угол подъема. 

  В упрощенной форме выражение для определения необходимого для движения автомобиля динамического фактора иногда записывается

                                                D = f + tg a.                                               (41)

Откуда tg a = D – f   или tg a = i, где i  – подъем в сотых долях.

За счет силы инерции автомобиля угол подъема можнт быть больше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: