— Чем выражено сказуемое в первом предложении?
— Каково лексическое значение этого глагола? А грамматическое время, число?
— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым.
— Определите сказуемое во 2-м предложении. (Начинали раскисать.)
— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «раскисать», а глагол «начинали» обозначает начало этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, прошедшее время, множественное число.)
— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым.
— Определите сказуемое в 3-м и 4-м предложениях. Можно ли считать сказуемыми только глаголы стала и станет? Почему? (Они не раскрывают лексического значения, только указывают на время действия: в 3-м предложении — прошедшее время, в 4-м — будущее время.)
|
|
— Значит, эти глаголы являются вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (Прилагательным с наречием степени — «очень уютной» и сочетанием имен существительных — «мастером спорта».)
— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным.
— Перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.
— Внимание! Задача на сообразительность: сказуемое в 5-мпредложении простое или составное? Почему? (Простое, так как это сложное будущее время, его можно заменить простой формой будущего времени — «зальём».)
—Выясните в учебнике «Теория», § 170 и § 171 на с. 217, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое.
IV. Закрепление нового материала.
Работа по учебнику.
Выполнение упражнения 110 на с. 53 учебника «Практика».
Задания после упражнения можно выполнить устно.
— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?
Творческое задание.
— Прочитайте слова, записанные на доске.
Д. а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.
б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.
— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?
— Составьте с каждым вспомогательным глаголем предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу.
В это время учитель пишет на доске предложения для следующего задания.
|
|
3. Работа с карточками:
Д. 1) Мы оба стали вспоминать погибших на фронте друзей.
2) Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
3) Туман начинает понемногу рассеиваться. (К. Симонов.)
4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят сладким душистым огнем. (Л. Рейснер.)
5) Ну меня есть своя заветная мечта.
6) Сегодня Курочкин знал назубок весь параграф.
— Прочитайте шесть предложений, записанных на доске.
— У каждого из вас на столах шесть карточек с номерами предложений. Я буду характеризовать главные члены этих предложений, а вы должны поднять карточку с номером того предложения, в котором имеет место то, о чем я говорю. Номер может быть не один.
Учитель читает предложения:
1) В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1, 3.)
2) В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4.)
3) В этом предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием. (1, 4.)
4) В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6.)
5) В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6 + 4 — в них они однородные.)
6) В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глаголь сказуемым? (5.)
Морфологический разбор.
— Сделайте морфологический разбор глаголов: знал 3 и будете делать3.
V. Подведение итога урока.
— С какими типами сказуемого вы познакомились?
— В чем принципиальное отличие простого и составного сказуемого?
— Какой частью речи выражается вспомогательная часть составного сказуемого? А основная?
Домашнее задание: упражнения 116 и 118, по § 170—171 подготовить сообщение о простом и составном глагольном сказуемом, самостоятельно изучить § 172 о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим.
Урок 23
СКАЗУЕМОЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ
(продолжение темы)
Цели: расширить знания о типах сказуемого, подробно рассмотреть особенности именного составного сказуемого; закрепить понятия о простом глагольном и составном глагольном сказуемых; совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений.
О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня основное внимание будет уделено составному именному сказуемому, но в начале урока вам необходимо вспомнить особенности простого и составного глагольного сказуемого, а также особенности их согласования с подлежащим.
II. Проверка домашнего задания.
— Кто расскажет о простом глагольном сказуемом?
— Расскажите о согласовании простого глагольного сказуемого с подлежащим.
1. Сообщение учащихся о простом глагольном сказуемом.
2. Проверка выполненных заданий в упражнениях по «цепочке».
Проверка домашних упражнений по заданиям к ним в учебнике.
III. Закрепление материала по теме.
Объяснительный диктант.
— Запишите предложения, определите их грамматическую основу:
1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.
— Охарактеризуйте сказуемое в последнем предложении.
Работа с учебником.
З а д а н и я:
1) Откройте § 173 учебника «Теория». Прочитайте об особенностях составного глагольного сказуемого и заполните т а б л и ц у, которую вы видите н а д о с к е.
С п о с о б ы в ы р а ж е н и я | |
вспомогательной части | основной части |
2) Выполните упражнение 122 устно.
3) Комментированное письмо по упражнению 123.
Свободный диктант.
— Послушайте текст по которому вы сейчас напишете свободный диктант.
Диктант
|
|
Имя коллекционера Павла Яковлевича Дашкова в России было известно многим. Прекрасный знаток русской истории, он тратил большие средства на приобретение русских гравюр и рукописей. Ни одно крупное историческое или художественное издание не обходилось без его участия.
Дашков был воспитанником ХХХ лицейского выпуска, членом Пушкинского лицейского общества, и от него нередко приходилось слышать: «Все пушкинское и лицейское, что имеется в моем собрании, после моей смерти, конечно, поступит в Пушкинский музей». Согласно завещанию Павла Яковлевича, после его смерти в музей поступили десятки ценных автографов, материалов, касающихся жизни Пушкина. Одних пушкинских автографов было девятнадцать.
(Текст взят из пособия Озерской В.П., Богдановой Т.А. и др. Дидактический материал к учебнику русского языка. 9 класс.)
— Теперь, прослушав текст частями, по 2—3 предложения, запишите их, как запомнили. Найдите грамматические основы в своих предложениях.
— Прочитайте, какие тексты, получились у вас.
Желательно выслушивать по 3—4 варианта каждого предложения с указанием их грамматических основ.
Творческое задание.
— Составьте предложение по следующим схемам:
1. глагол глагол .
2. ______ глаголимя.
3. глагол .
Два ученика выполняют аналогичное задание по индивидуальным карточкам.
К а р т о ч к а № 1
1. глаголимя .
2. глаголглагол .
3. глагол .
К а р т о ч к а № 2
1. глаголимя .
2. глаголглагол .
3. глагол .