III. Объяснение нового материала

— Чем выражено сказуемое в первом предложении?

— Каково лексическое значение этого глагола? А грамматическое время, число?

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым.

— Определите сказуемое во 2-м предложении. (Начинали раскисать.)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «раскисать», а глагол «начинали» обозначает начало этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, прошедшее время, множественное число.)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым.

— Определите сказуемое в 3-м и 4-м предложениях. Можно ли считать сказуемыми только глаголы стала и станет? Почему? (Они не раскрывают лексического значения, только указывают на время действия: в 3-м предложении — прошедшее время, в 4-м — будущее время.)

— Значит, эти глаголы являются вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (Прилагательным с наречием степени — «очень уютной» и сочетанием имен существительных — «мастером спорта».)

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным.

— Перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

— Внимание! Задача на сообразительность: сказуемое в 5-мпредложении простое или составное? Почему? (Простое, так как это сложное будущее время, его можно заменить простой формой будущего времени — «зальём».)

—Выясните в учебнике «Теория», § 170 и § 171 на с. 217, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое.

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 110 на с. 53 учебника «Практика».

Задания после упражнения можно выполнить устно.

— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?

 

Творческое задание.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.

б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.

— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?

— Составьте с каждым вспомогательным глаголем предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу.

В это время учитель пишет на доске предложения для следующего задания.

 

3. Работа с карточками:

Д. 1) Мы оба стали вспоминать погибших на фронте друзей.

2) Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?

3) Туман начинает понемногу рассеиваться. (К. Симонов.)

4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят сладким душистым огнем. (Л. Рейснер.)

5) Ну меня есть своя заветная мечта.

6) Сегодня Курочкин знал назубок весь параграф.

— Прочитайте шесть предложений, записанных на доске.

— У каждого из вас на столах шесть карточек с номерами предложений. Я буду характеризовать главные члены этих предложений, а вы должны поднять карточку с номером того предложения, в котором имеет место то, о чем я говорю. Номер может быть не один.

Учитель читает предложения:

1) В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1, 3.)

2) В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4.)

3) В этом предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием. (1, 4.)

4) В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6.)

5) В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6 + 4 — в них они однородные.)

6) В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глаголь сказуемым? (5.)

 

Морфологический разбор.

— Сделайте морфологический разбор глаголов: знал 3 и будете делать3.

 

V. Подведение итога урока.

— С какими типами сказуемого вы познакомились?

— В чем принципиальное отличие простого и составного сказуемого?

— Какой частью речи выражается вспомогательная часть составного сказуемого? А основная?

 

Домашнее задание: упражнения 116 и 118, по § 170—171 подготовить сообщение о простом и составном глагольном сказуемом, самостоятельно изучить § 172 о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим.

 

 

Урок 23

СКАЗУЕМОЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ

(продолжение темы)

 

Цели: расширить знания о типах сказуемого, подробно рассмотреть особенности именного составного сказуемого; закрепить понятия о простом глагольном и составном глагольном сказуемых; совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня основное внимание будет уделено составному именному сказуемому, но в начале урока вам необходимо вспомнить особенности простого и составного глагольного сказуемого, а также особенности их согласования с подлежащим.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Кто расскажет о простом глагольном сказуемом?

— Расскажите о согласовании простого глагольного сказуемого с подлежащим.

1. Сообщение учащихся о простом глагольном сказуемом.

2. Проверка выполненных заданий в упражнениях по «цепочке».

Проверка домашних упражнений по заданиям к ним в учебнике.

 

III. Закрепление материала по теме.

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения, определите их грамматическую основу:

1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.

— Охарактеризуйте сказуемое в последнем предложении.

 

Работа с учебником.

З а д а н и я:

1) Откройте § 173 учебника «Теория». Прочитайте об особенностях составного глагольного сказуемого и заполните т а б л и ц у, которую вы видите н а  д о с к е.

 

С п о с о б ы в ы р а ж е н и я

вспомогательной части основной части
   

 

2) Выполните упражнение 122 устно.

3) Комментированное письмо по упражнению 123.

 

Свободный диктант.

— Послушайте текст по которому вы сейчас напишете свободный диктант.

Диктант

Имя коллекционера Павла Яковлевича Дашкова в России было известно многим. Прекрасный знаток русской истории, он тратил большие средства на приобретение русских гравюр и рукописей. Ни одно крупное историческое или художественное издание не обходилось без его участия.

Дашков был воспитанником ХХХ лицейского выпуска, членом Пушкинского лицейского общества, и от него нередко приходилось слышать: «Все пушкинское и лицейское, что имеется в моем собрании, после моей смерти, конечно, поступит в Пушкинский музей». Согласно завещанию Павла Яковлевича, после его смерти в музей поступили десятки ценных автографов, материалов, касающихся жизни Пушкина. Одних пушкинских автографов было девятнадцать.

(Текст взят из пособия Озерской В.П., Богдановой Т.А. и др. Дидактический материал к учебнику русского языка. 9 класс.)

— Теперь, прослушав текст частями, по 2—3 предложения, запишите их, как запомнили. Найдите грамматические основы в своих предложениях.

— Прочитайте, какие тексты, получились у вас.

Желательно выслушивать по 3—4 варианта каждого предложения с указанием их грамматических основ.

 

Творческое задание.

— Составьте предложение по следующим схемам:

1.                                 глагол    глагол                              .

2. ______ глаголимя.

3.                                глагол             .

Два ученика выполняют аналогичное задание по индивидуальным карточкам.

К а р т о ч к а № 1

1.                                    глаголимя               .

2.                                     глаголглагол             .

3.                                     глагол                             .

 

К а р т о ч к а № 2

1.                                    глаголимя                  .

2.                                     глаголглагол                 .

3.                                      глагол                               .

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: