— А теперь внимательно посмотрите на иллюстрацию И. Билибина к известной вам с детства сказке «Морозко». Иллюстрация называется «Морозко и падчерица».
— Ваша задача — составить текст из 8—10 предложений, используя один из видов связи предложений. Затем в своем тексте определить все средства связи, которые вы использовали.
— Прочитайте ваши мини-сочинения.
Весь класс активно участвует в определении средств связи предложений в зачитываемых работах.
Исправление ошибок в лексической сочетаемости слов. Речевая разминка.
— Всем достаточно известны термины: лексический повтор, лексические синонимы, синонимы текстовые, описательные обороты. Все они взаимозаменяемы в речи, чтобы избежать ненужных повторов. Но часто люди неправильно используют в речи слова, то есть нарушают лексическую сочетаемость. В качестве речевой разминки поупражняйтесь в устранении подобных недочетов. Походу чтения мной предложения вы должны поднять руку, указывать ошибку и исправить ее.
|
|
1) Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо. 2) Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка. 3) После катка я иду до мой радостная с веселыми впечатлениями. 4) Роль книги в жизни человека велика: ведь должен же он пополнять свой кругозор. 5) Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма. 6) Учебой мы не блестим. 7) Задача, поставленная нами, достигнута. 8) Сейчас, когда в мире неспокойно, наш народ прикладывает все усилия для разрядки международной напряженности.
Работа с учебником.
Выполнение упражнений 136 и 137 на с. 86, учебник «Развитие речи» по нахождению инверсии.
Подготовка к домашнему сочинению.
— Запишите предложения:
1) В этой жизни нет ничего ценнее верного друга.
2) Нет смысла обманывать себя.
3) Каждый рад приходу весны.
4) Приятно видеть результаты своих дел.
— Охарактеризуйте эти предложения по цели высказывания.
— Можно ли перестроить и в риторические вопросы? Запишите полученные варианты.
— Эти предложения могут быть заголовком текста? А темой?
V. Итог урока.
— С какими понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке? Раскройте их сущность.
Домашнее задание: написать сочинение на тему, обозначенную одним из этих риторических вопросов, или выбрать одну из предложенных тем в упражнении 135. Выполнить обязательное условие: в конце сочинения указать, какой вид связи вы использовали; употребить как можно больше разнообразных средств связи предложений. Обратить внимание на использование инверсии, где это возможно. Эти показатели будут учитываться при оценке сочинений.
|
|
Если позволяет время, учащиеся могут начать писать черновик сочинения в классе.
VI. Итог урока.
— С какими понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке? Раскройте их сущность.
Урок 20
УРОК-ПРАКТИКУМ.
«ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ: ОРФОГРАММЫ КОРНЯ»
Цель: активизировать знания правописания гласных и согласных в корнях слов, умение объяснить выбор нужных букв.
О б о р у д о в а н и е: «эстафетные» листы; сигнальные карточки: схемы слов:
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня урок-практикум «Орфограммы корня». Ваша задача — вспомнить виды этих орфограмм и правила, определяющие их написание.
II. Практикум.
1. Опираясь на данные слова как на примеры, расскажите о видах орфограмм в корне, правилах их написания.
Единица – единый; салют; загореть — загар, заря — зорька; наклониться — кланяться; излагать – изложить; свистнуть – свистеть; касаться — коснуться; расти, сращение, выросли; блистать — блестеть; соберут — собирать; шелк — шелковнстый.