III. Объяснение нового материала

— Скажите, что обозначают обстоятельства в этих предложе ниях. (В 1-м — место; во 2-м — время; в 3-м — меру; в 4-м — цель; в 5-м — причину; в 6-м — образ действия; в 7-м — степень; в 8-м — образ действия; в 9-м — устуку.) Сколько всего получилось видов? (8.) Это и есть основные виды обстоятельств.

— А теперь сформулируйте правило о выделении обстоятельств запятыми. (Запятыми выделяются обстоятельства, выраженные деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельства уступки с предлогом «несмотря на».)

— Прочитайте § 178, с. 227 учебник «Теория» и проверьте, все ли особенности обстоятельств вы отметили.

— В каких случаях обстоятельство может быть синтаксическим синонимом? (Если одно и то же обстоятельственное значение выражается посредством простого и сложного предложения. Например: Я дрожал от холода. — Я дрожал, потому что мне было холодно.)

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа с учебником.

— Откройте учебники «Практика» на с. 75, упражнение 167. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой и ответьте на вопрос: какую тональность стихотворению придают второстепенные члены предложения?

— Приготовьте карточки-таблицы, которые вы заготовили дома. (См. домашнее задание урока 34.)

Учитель должен иметь несколько запасных экземпляров таблиц.

 

— Выпишите из стихотворения предложения, распределяя их по видам обстоятельств в таблицу. Какие графы остались незаполненными?

 

Распределительно-выборочный диктант.

— Я буду читать предложение, а вы определите в них вид обстоятельств и заполните ими пустые графы таблицы. Если встретится предложение с обстоятельством, пример которого уже у вас есть, то вы не записываете это предложение.

 

1) Издали доносились до меня звуки музыки. 2) Зоя пошла на базар покупать молоко. 3) Облака медленно плыли по небу. 4) Все было очень вкусным. 5) Несмотря на непогоду, мы отправились в пугь. 6) Вчера было теплее.

 

Коллективная проверка.

 

Творческое задание.

— Отступите вниз две строчки и запишите два глагола посередине строки:

 

 

— Подберите к этим глаголам обстоятельства разных видов. Укажите вид каждого обстоятельства. Отдельно запишите предложения с этими глаголами, при которых обстоятельства уступки и выраженные деепричастным и сравнительным оборотом выделялись бы запятыми.

Во время этой работы учитель выборочно проверяет работы учащихся, раньше других справившихся с заданием.

 

У одного—двух учащихся можно взять тетради на проверку, несколько человек читают вслух составленные предложения.

 

V. Подведение итога урока.

— Что такое обстоятельство?

— Какие виды обстоятельств вы можете назвать?

— Какие обстоятсльства выделяются запятыми. (Выраженнные деепричастным и сравнительным оборотами, обстоятельство уступки с предлогом «несмотря на».)

 

Домашнее задание: упражнение 171, с. 76, учебник «Практика»; расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы; выучить § 178.

 

Урок 36

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Цель: закрепить знания о видах обстоятельств и случаях выделения обстоятельств на письме запятыми.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке вы продолжите изучение темы «Виды обстоятельств».

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

Учащиеся по «цепочке» читают предложения, Называя вставленные буквы и знаки препинания, объясняя их выбор.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: