V. Подведение итога урока

— Что называется приложением?

— Какими именами существительными оно может выражаться? (Собственными и нарицательными).

— Что будет являться приложением при сочетании нарицательных и собственных имен существительных, если собственное имя существительное называет лицо? (Нарицательное существительное.)

— А если имя собственное называет предмет? (То оно и является приложением.)

— Для чего это важно знать? (Чтобы правильно согласовать сказуемое с подлежащим.)

— В каких случаях при приложениях употребляется дефис?

 

Домашнее задание: § 176, упражнение 161. Задания 1, 2 после упражнения — устно.

 

 

Урок 31

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цели: закрепить понятие о приложении; отрабатывать навык правописания приложений при сочетании нарицательных существительных и нарицательных и собственных существительных

О б о р у д о в а н и е: карточки со знаками «-» и «+».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Как вы справились с домашним заданием? Расскажите, какой теоретический материал вы сначала выучили, чтобы выполнить безошибочно задание. Прочитайте записанные предложения, называя вставленные буквы и все знаки препинания.

— Как вы ответили на вопросы в заданиях 1, 2 после упражнения?

 

III. Закрепление нового материала.

Самодиктант.

— Прочитайте отрывок из стихотворения, записанный на доске.

Д. Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

                             (С. Михалков.)

 

После того, как учащиеся закончили читать текст в последний раз, учитель закрывает его листом бумаги. Когда учащиеся закончат писать стихотворение в тетрадях, текст снова открывается, чтобы учащиеся могли проверить себя.

 

— Проверьте, правильно ли вы записали текст.

Грамматическое з а д а н и е: найдите и выделите в тексте все определения и приложения, над определениями укажите, согласованные они или несогласованные.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите с комментироваиием у доски предложения.

1) Скоро в издательстве «Знание» вышла моя первая большая повесть, скорее роман «Поединок». (А. Куприн.) 2) Крейсер «Варяг» из первой эскадры один сражался против целой неприятельской эскадры. (А. Новиков-Прибой.) 3) Ванюшка-шофер изредка посматривал на своего пассажира. (С. Бабаевский.) 4) И дань души своей влюбленной несуг Байкалу с давних лет рыбак, и труженик-ученый, и живописец, и поэт. (А. Твардовский.)

 

— Подчеркните приложения и определяемые слова. Чем они выражены? Укажите падеж определяемого слова и приложения.

— Почему в одних случаях падеж совпадает, а в других нет? (Потому что при изменении подчиняющего, главного, слова приложение, выраженное именем собственным, обозначающим неодушевлённый предмет, не изменяется и употребляется в именительном падеже.)

— Измените (устно) четвертое предложение так, чтобы слово Байкал стало приложением. Изменится ли его падеж? (Да, так как будет — озеру Байкал — именительный надеж.)

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 73, упражнение 162. Выполните это упражнение самостоятельно, а один из вас выполнит его на доске, чтобы вы могли проверить себя.

— Какие правила пунктуации вы применили, выполняя задание?

 

Работа с сигнальными карточками.

— Приготовьте сигнальные карточки со знаками «+» и «-». Прослушав предложение, поднимите карточку «+», если вы считаете, что в предложении приложение присоединяется дефисом, и карточку «—», если дефис не употребляется в этом случае.

Учитель читает предложения;

1) Зашумели над затоном тростники. Плачет девушка-царевна у реки. (С. Есенин.) («+»)

2) Стрелок-радист дал подойти врагу поближе. («+»)

3) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (К. Паустовский.) («—»)

4) Во второй половине ХII века в Пскове-городе появились первые каменные здания. (Ю. Спегальский.) («+»)

5) Выше того места, где ныне стоит город Псков лесные дебри отступали от берегов реки Великой. (Ю. Спегальский.) («—»)

6) В фильме «Броненосец Потемкин» правдиво, с высоким художественным мастерством изображены события первой русской революции. (А. Левицкнй.) («-»)

7) За пустой околицей, за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой. (А. Сурков.) («+»)

8) Гостью-зимушку покатим мы встречать на хуторок... (А. Плещеев.) («+»)

9) Во времена Пушкина наиболее известными были газеты «Молва», «Рецензент», «Литературная газета». (А. Гессен.) («—»)

 

Творческое задание.

— Составьте с записанными на доске словосочетаниями по два предложения так, чтобы в одном это словосочетание было подлежащим с определением (или без него), а в другом — приложением и определяемым словом:

капитанская дочка, Золушка, моя семья,

Илья-Муромец и Соловей-разбойник

С л о в а   д л я   с п р а в о к: повесть, сказка, былина, сок, майонез, телепередача.

— Прочитайте, что у вас получилось.

В о з м о ж н ы е   в а р и а н т ы: Капитанская дочка сразу же приглянулась юнге. Повесть «Капитанская дочка» основана на исторических событиях. Моя любимая сказка — сказка «Золушка». Золушка была очень доброй девочкой, не держала зла на мачеху и ее дочерей. Моя семья очень дружная. В магазине мы купили сок «Моя семья». Илья-Муромец и Соловей-разбойник — былинные герои, которые известны всем. Третьеклассники на уроке чтения изучали былину «Илья-Муромец и Соловей-разбойник».

 

IV. Подведение итога урока.

— Что вы можете рассказать о приложении?

 

Домашнее задание: § 176, упражнение 156—устно, упражнение 160 — письменно. Повторить в § 18 материал о дополнениях.

 

 

Урок 32

ДОПОЛНЕНИЕ

 

Цели: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетаннем); совершенствовать умение различать дополнение, выраженное инфинитивом, дополнение, образованное от инфинитива, являющегося частью сказуемого.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки красного желтого цветов.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

Беседа.

— Скажите, чем дополнение отличается от других второстепенных членов предложения. (Чаще всего зависит от глаголов, деепричастий, причастий, обычно выражается существительными или местоимением, обозначает предмет, отвечает ва вопросы косвенных падежей.)

— Посмотрите на предложения, записанные на доске, и скажите, как определить, где в них подлежащее, а где дополнение.

Д. 1) Облако закрыло солнце.

2) Тополь перерос клен.

— Что помогло вам правильно определить, где подлежащее, а где дополнение? (Смысл, значение слов и порядок слов в предложениях.)

— Какой частью речи выражено здесь дополнение?

— Какими еще частями речи выражаются дополнения?

Выслушиваются ответы учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: