Работа с предложениями, записанными на доске

— Найдите в предложениях 1—2, записанных на доске, сказуемое-глагол, определите, в какой грамматической форме он употреблен.

Правая часть записей на доске вначале закрыта листом бумаги.

 

III. Объисненне нового материала.

— Формы 3-го лица мн. ч. настоящего времени и мн. ч. прошедшего времени не указывают на какое-либо определенное лицо: они, кто именно? Нашли — мы, вы, они? Здесь не важно лицо, совершающее действие, а важно само действие,

Учитель открывает первую часть доски справа.

 

— А теперь определите грамматическую форму сказуемых в предложениях 3 и 4. (Повелительное наклонение ед. ч. и 3-е лицо настоящего времени.)

— В этих примерах формы сказуемых вновь не подразумевают определенного лица, но одинаково ли общее значение этих предложений, какова общая направленность этих предложений? (Они обращены ко всем, имеют переносное значение.)

Учитель открывает вторую часть доски справа.

 

— Прочитайте общее значение предложений 1-й группы и 2-й группы и сделайте вывод: какие из этих предложений называются неопределенно-личными, а какие обобщенно-личными? Свой вывод дополните информацией в § 182, с. 233, учебник «Теория».

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа с упражнением с комментнрованием.

— Откройте с. 89, упражнение 206 учебника «Практика». Выполните его коллективно с комментированием. По ходу выполнения объясните подчеркнутые орфограммы.

Работа по заданию к упражнению в учебнике.

 

Работа с сигнальными карточками.

— После прочитанного мной предложения определите его вид и поднимите соответствующую ему сигнальную карточку: определенно-личное — карточка зеленого цвета, неопределенно-личное — карточка желтого цвета, предложение с обобщенным значением — карточка красного цвета.

1) За правое дело стой смело. (Пословица.)

2) Сижу за столом у открытого окна. (В. Бианки.)

3) Сегодня с утра начали жать рожь. (В. Бианки.)

4) Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.)

5) Меня приняли в баскетболыиую команду... (Н. Носов.)

6) Одной рукой и узла не развязжешь. (Пословица.)

7) Брошу в море сети частые, белый парус подыму. (В. Брюсов.)

8) Скажешь, когда закончишь уборку комнаты.

9) Бездонную бочку водой не наполнишь. (Пословица.)

10) К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)

 

Альтернативное творческое задание.

— На выбор выполните одно из трех творческих заданий:

1) преобразуйте двусоставные предложения в неопределенно-личные в упражнении 209;

2) составьте неопределенно-личные предложения с данными глаголами в упражнении 210;

3) найдите неопределенно-личные предложения с обобщенным значением, укажите грамматическую форму сказуемых в упражнении 211.

Коллективная проверка.

Обязательно нужно выслушать несколько вариантов работ учащихся, выбравших упражнения 210, 211.

 

IV. Подведение итогов урока.

— О каких видах предложений вы узнали на уроке? Расскажите о них.

 

Домашнее задание: § 182, упражнение 208.

 

 

Урок 42

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о безличных предложениях, их грамматических особенностях; учить отличать безличные предложения от других видов односоставных предложений.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: