Объяснительный диктант

— Запишите несколько предложений, объясняя расстановку знаков препинания. Укажите вид обособленных членов предложения.

1) Во дворе, несмотря на апрель, стоял пронизывающий холод. 2) Благодаря выпавшим снегам, можно было кое-что рассмотреть на земле. (В. Арсеньев.) 3) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость. 4) Я взобрался на холм и, вместо знакомой равнины с дубовым леском, увидел совершенно другие, мне неизвестные места (И. Тургенев.) 5) Но, за исключением этих немногих и незначительных недостатков, господин Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек. (И. Тургенев.)

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 212, упражнение 478. Выполните его по вариантам: I  в а р и а н т — 1—7 строка (до предложения «Песчаный берег...»); II  в а р и ан т — 7—14 строка (начиная с предложения: «Песчаный берег...»).

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Кто получил оценку «5»?

— Прочитайте, как вы расставили знаки препинания.

Спрашивать именно тех, кто получил оценку «5».

 

III. Подведение итога урока.

— Что вы успели повторить за сегодняшний урок?

 

Домашнее задание: § 199—201 — повторить; выполнить упражнение 481.

 

Урок 100

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ,

ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ; СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цели: активизировать знания учащихся о правилах постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах и в словах-предложениях; совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Какие пунктограммы встретились в домашнем упражнении?

— Прочитайте, как вы расставили знаки препинания.

 

Беседа.

— Что вы можете рассказать об обращениях?

— Чем различаются вводные слова, словосочетания и предложения вставные? Приведите при4еры.

— Когда слова «да» и «нет» будут называться словами-предложениями?

— Какие еще слова мы используем как слова-предложения?

— Какова роль слов-предлокений в речи?

— Как отделяются слова-предложения на письме?

 

Выборочное письмо.

— Выпишите те предложения, в которых «да» и «нет» выступают как слова-предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) «Да здесь, в этом лесу, был этот дуб», — подумал князь Андрей.

«Да где он?» — подумал опять князь Андрей глядя на левую сторону дороги. (Л.Н. Толстой.)

2) Нет у меня ни отца ни матери. 3) Нет дороги назад. 4) Нет не пошла Москва моя к нему с повинной головою! (М Лермонтов.) 5) Да были люди в наше время. (М. Лермонтов.) 6) Да как же, брат, не ночевать же нам на дороге. (И. Тургенев.)

 

— Какие еще пунктограммы встретились в этих предложениях?

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 214, упражнение 480.

Работа по заданию к упражнению 480 устно.

 

— Откройте упражнение 479, с. 213 учебника «Практика». Выпишите только вводные слова, укажите их значение.

— Прочитайте, что вы выписали.

 

Тренировочный диктант.

Один из учеников пишет его на доске под диктовку, чтобы потом было удобнее проверить себя остальным учащимся.

 

На охоте

Мы плыли довольно медленно. Наконец, добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но все-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно.

К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно зачерпнулось и пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

(По И.С. Тургеневу.)

 

— Подчеркните вводные слова и вставные конструкции.

— Проверьте себя и одноклассника, работавшего у доски.

 

III. Подведение итога урока.

— Какие темы, изученные в VIII классе, оказались самыми сложными для вас?

— На следующем уроке вы напишете итоговый диктант, поэтому повторите изученный теоретический материал по пунктуации и орфографии, а темы, вызвавшие у вас затруднения, проработайте письменно по упражнениям, к которым даны ответы в конце учебника.

 

 

Урок 101

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

 

Это место было недалеко над речкой, в мелком осиннике. Подъехав к лесу, Ленин слез и провел Облонского на угол мшистой и тонкой полянки, уже освободившейся от снега. Сам он вернулся к двойняшке-березе и, прислонив ружье к развилине сухого нижнего сучка, снял кафтан, перепоясался и попробовал свободы движения рук.

Старая, седая Ласка, ходившая за ними следом, села осторожно напротив него и насторожила уши. Солнце опускалось за крупный лес, и на свете зари березки, рассыпанные по осиннику, отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками Мелкие птицы щебетали, изредка перелетая с дерева на дерево. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и от роста трав.

«Каково! Слышно и видно, как трава растет!» — сказал себе Левин.

Он стоял, слушал и глядел вниз, то на мокрую мшистую землю, то на прислушивающуюся Ласку, то на расстилавшееся перед ним еще обнаженное пространство.

Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко; другой — в том же направлении.

Из-за речки послышалась кукушка. Она два раза прокуковала обычным криком, а потом, заторопившись, запуталась.

«Каково! Уж кукушка!» — сказал Облонский.

«Да, я слышу», — отвечал Левин, с неудовольствием нарушая природную тишину своим неприятным самому себе голосом.

(По Л. Н. Толстому.)

 

Так как текст достаточно объемный, грамматическое задание не дается.

 

Урок 102

Это резервный урок. Используется учителем на изучение той темы, которая оказалась наиболее трудной для каждого конкретного класса. Он может быть использован как при изучении этой темы в течение года, так и для того, чтобы повторить эту тему отдельно в конце учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений // В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — 11-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1998.

3. Барышникова Т. 400 новых диктантов по русскому языку: Учебное пособие для школьников. 5—11 классы / М.: ТИД КОНТИНЕНТ-Пресс, 2004.

4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1996.

5. Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс: Пособие для учителя / Сост. В.П. Озерская. — М.: Просвещение, 1984.

6. Дидактический материал к учебнику русского языка: 9 класс: Пособие для учителя / В.П. Озерская, Г.А. Богданова, В.И. Капинос и др. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990.

7. Жердеева Л.А. Русский язык в средней школе: Дидактический материал: 5 класс. — Новосибирск. — Изд-во Новосибирского ун-та; М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

8. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8—9 классы: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 1997.

9. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. ч. II. — М.: Просвещение, 1966.

10. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. — УЦ «Перспектива». — М., 1998.

11. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7 класс: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1999.

12. Костяева Т.А., Чуриков Г.М. Сборник диктантов по пунктуации: 8—9 классы: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

13. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.

14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Международные отношения, 1995.

15. Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. — Нижний Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994.

16. Русский язык: Практика. 8 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. / Под ред. Ю.С. Пичугова. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.

17. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 8 классе малокомплектной школы: Книга для учителя / Сост. А.Ю. Купалова. — М.: Просвещение, 1993.

18. Шипицына Г.М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Книга для учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений / Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников.—М.: Просвещение, 1992.

19. Ж. Русская словесность. — № 7.— 2001.

20. Ж. Русская словесность. — № 8. —2001.

21. Ж. Русский язык в школе. — № 4.— 1972.

22. Ж. Русский язык в школе. — № 5.— 1976.

23. Ж. Русский язык в школе. — № 4. — 2000.

24. Ж. Русский язык в школе. — № 6. — 2000.

25. Ж. Русский язык в школе. — № 1. —2001.

26. Уроки литературы. — № З — 2000 / Приложение к журналу «Литература в школе».

27. Уроки литературы. — № 4. — 2000 / Приложение к журналу «Литература в школе».

28. Уроки литературы. — № 1. —2001 / Приложение к журналу «Литература в школе».

29. Уроки литературы. — № 5. —2001.

30. Уроки литературы. — № 2. — 2002.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: