Односоставные предложения

 

Выпишите сначала односоставные, потом двусоставные предложения. Над главными членами сокращенно укажите часть речи.

1) Пахло милым тлением осени. (Л. Славин.) 2) Буду слушать тихую музыку падающей листвы. (В. Карпеко.) 3) В лесу держался запах прелой травы. (В. Солоухин.) 4) Чуде..но пахло рыбой, морскими вод..рослями и смолой. (А. Куприн.) 5) Ночью кают(?)к..мпанию уб..рают букетами из красной осе (н, нн) ей рябины. (Л. Рейснер.) 6) Люблю 1 (не) об(?)ятное море, сияние зимних ночей. (К. Букин.) 7) Снегу намело почти до крыш. 8) Задождило не на шутку. 9) Зима. Метелица метет. Буран влетает в сени. (С. Щипачёв.) 10) В четыре часа ра (с, сс) вело. 11) Ветр..(н,нн)о, прохладно и ясно. 12) Осе (н, нн) ий день шуршал ломкой листвой. (К. Паустовский.) 13) Зеленая площадка, толпящ..йся народ. Объявл..на посадка в (М, м) осковский самолёт. (Л. Ошанин.)

 

Безличные предложения.

 

Сделайте разбор двусоставных и безличных предложений и объясните разницу в их употреблении.

1) Позвонки поясничного отдела не имеют рёбер. 2) У Серёжи нет футбольного мяча. 3) У меня нет времени на пустые разговоры. 4) Новорожденные щенки не имеют зубов. 5) Голова крота не имеет ушных раковин. 6) На деревьях уже нет листьев.

 

После проверки коллективно (всей группой) выполненных заданий учитель говорит:

 

— Теперь подведите итоги работы по группам с индивидуальными карточками: сложите все оценки, найдите сумму и разделите на число участников группы.

Например: 5+4+4+5+3+3 = 24:6 = 4.

Оценка группы: 4.

— Объявите получившиеся оценки.

Далее учитель с учетом оценок групп за I и II этапы и индивидуальные задания объявляет общие оценки каждой группы, а индивидуальные карточки собирает на проверку и ставит оценку и выполнявшему задание, и проверявшему автору-составителю. Оценки эти объявляются на следующем уроке.

 

III. Подведение итога урока.

— Подведите итог сегодняшнего урока и скажите, выполнили ли вы цели, поставленные в начале урока.

 

Домашнее задание: § 186—189 — повторить, выполнить упражнение 467, 469.

 

Урок 96

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цели: активизировать и закрепить знания учащихся о правилах постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него; совершенствовать умение отличать однородные и неоднородные определения.

О б о р у д о в а н и е: схемы расстановки знаков препинания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания.

Один учащийся выписывает на доску выполненное дома упражнение 467.

— Расскажите, какой теоретический материал помог справиться с заданием к упражнению 469. Объясните постановку тире в этих предложениях.

— Проверьте теперь вашего одноклассника, правильно ли он выполнил домашнее упражнение. Задайте ему два вопроса по повторенному на прошлом уроке материалу.

 

Беседа.

— Теперь вспомните и ответьте, какие члены предложения называют однородными.

— Как отличить однородные и неоднородные определения?

— Как могут соединяться однородные члены и как от этого зависит постановка знаков препинания?

— Какие знаки препинания и как ставятся при однородных членах с обобщающим словом?

 

Обьяснительный диктант.

1. Мила мне русская природа: поля и села, и равнины, и шум колеблемьих лесов, и звон косы в лугу росистом, и пляска с топаньем и свистом. (А.К. Толстой.) 2. Веселый говор, шум торговли, визг поросят, и дудок свист, и смех, и песни, брань и крик — все в гул слилось. (И. Никитин.) 3. Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные воды — все мило мне. (Л. Толстой.) 4. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.) 5. Пламя то разгоралось, то затухало, а из шумящей тьмы то выступали в освещенный круг, то отходили обратно во мрак стволы золотых сосен и серебристых берез. (Б. Полевой.) 6. Вьюн необыкновенно почтителен и ласков и одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих. (А. Чехов.) 7. Тут только Ваня заметил, что все люди, которые были вокруг: и батарейцы, и пехотинцы, и две девушки-санитарки со своими сумками, и несколько телефонистов с кожаными ящиками и железными катушками, и один раненый с забинтованной рукой и ногой — все эти люди лежали на земле, а если им нужно было передвинуться на другое место, то они ползли. (В. Катаев.)

 

— Сколько рядов однородных членов предложения в 6-м предложении? Назовите их.

 

Работа с учебником.

— Откройте упражнение 470, с. 208 учебника «Практика».

Работа по заданиям к упражнению. Двух учащихся можно вызвать к доске, чтобы они выполнили упражнение на доске: один — 1—2 предложения, схемы к этим предложениям: другой — 3—4 и схемы к этим предложениям. Синтаксический разбор 4-го предложения можно проверить устно во время проверки всего упражнения.

 

Творческий диктант.

— Я показываю вам схемы постановки знаков препинания при однородных членах предложения, а вы придумайте и запишите соответствующие им предложения. Однородные члены подчеркните, если есть обобщающее слово — выделите его.

 

 

Затем учитель в том же порядке показывает схемы, а учащиеся читают записанные ими предложения.

 

Выборочное письмо.

— Прочитайте записанный на доске текст, соблюдая при этом правильную интонацию однородных и неоднородных определений. (Однородные определения произносятся с перечислшпельной интонацией, неоднородные — без перечисления, плавно.)

Д. Озеро открылось неожиданно под крутым холмом между сосен, окруженное порослью молодых сосен и старой черной ольхи.

Круглое, как чаша, с прозрачной и совершенно спокойной водой, оно отражало весь этот синий и мглистый струящийся день. Каждый куст остролиста, коряги, заросшие хвощом, застенчивые голубые незабудки во мху, стаи мальков, уткнувшахся носами в подводные корни, — все это казалось таким сказочным, что мы говорили вполголоса.

Тень от нависших деревьев падала на воду. Вода в тени казалась необыкновенно глубокой, черной. Палый лист осины лежал на этой воде, как драгоценность, небрежно брошенная юной осенью. Осень была совсем еще молодая, еще в самом начале своей недолгой жизни.

(К. Паустовский.)

 

— Выпишите в одну колонку однородные определения с определяемым словом, в другую — неоднородные определения с определяемым словом.

— Прочитайте, что вы выписали.

— Какие еще пунктограммы встретились в этом тексте?

— Составьте схему постановки знаков препинания в последнем предложении второго абзаца («Каждый куст...»).

— Какие средства выразительности речи использовал автор в своем тесте?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: