Основные характеристики дизтоплива (солярки)

Практическая работа 2

Тема: Определение показателей дизельных топлив. Заполнение паспорта качества

Цель: Изучить основные марки и характеристики дизельного топлива.

Задание:

1.Ознакомтесь с материалом.

2.Запишите основные марки и характеристики дизельного топлива.

3. Оформите отчет.

Теоретические сведения:

Дизельное топливо – это продукт, используемый в качестве топлива в дизельном двигателе. Это топливо получается при перегонке нефти из керосиново-газойлевых фракций. Дизельное топливо само по себе представляет вязкую и трудноиспаряемую жидкость, которая состоит, в большей степени, из углерода. Также в ее составе присутствуют такие элементы как водород, кислород, сера и азот.

В разговорном языке часто используется другое название дизельного топлива – солярка. Оно происходит из немецкого слова Solarol (солнечное масло) – так ещё в XIX веке назвали фракцию желтоватого цвета, образующуюся при перегонке нефти

Топливо бывает: дистиллятное маловязкое — для высокооборотных автомобильных двигателей; и высоковязкое остаточное – для низкооборотных (судовых, тракторных, стационарных и др.) двигателей и котельных установок. Вязкое топливо является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями.

Как и большинство жидкостей, дизтопливо измеряется по массе (в килограммах или тоннах) и по объему (в литрах и кубических метрах - кубах). По массе в тоннах измеряются крупные партии дизельного топлива, например, при отгрузках с нефтебазы. А по объему принимают потребители при поставках мелким оптом. Поэтому первостепенное значение для потребителей имеет такая характеристика дизтоплива, как плотность.

Дизельное топливо классифицируется по качеству и сезонности, подразделяется на марки в зависимости от его характеристик. Каждая партия солярки удостоверяется паспортом качества.

Основные марки дизельного топлива

ЕВРО Сорт C – летнее дизельное топливо с температурой замерзания не выше -5°С. производится обычно в период с апреля по октябрь.

ЕВРО Сорт E - межсезонное дизельное топливо с температурой замерзания не выше -15°С. производилось в период с октября по март.

ЕВРО Сорт F - зимнее дизельное топливо с температурой замерзания не выше -20°С предлагается к продаже в период с ноября по март. В этом топливе, как и в дизтопливе сорта Е, понижение температуры фильтруемости достигается за счёт введения в него депрессорно-диспергирующих присадок. Они не понижают температуру, при которой начинают образовываться кристаллы парафина, т.е. не снижают температуру помутнения. Она остаётся, как у дизтоплива сорта С, на уровне минус 5°С. Таким образом, "мутная" солярка в данном случае не означает, что она некачественная. Просто она парафинится при температурах, намного более высоких, чем предельная температура фильтруемости.

Л-0,2-40, Л-0,2-62, З-0,05 (-25°С) - марки топлива, выпускавшиеся по ГОСТ 305-82. В настоящее время выведены из обращения

Основные характеристики дизтоплива (солярки)

или, говоря научным языком, основные эксплуатационные показатели дизельных топлив.

Цетановое число - определяет мощностные и экономические показатели двигателя; обычный диапазон значений цетанового числа колеблется от 40 до 55. Фактически, эта цифра означает отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения. Более высокое цетановое число означает меньшее время воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива. Более высокое цетановое число повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то не происходит прирост мощности двигателя.

Цетановый индекс – цетановое число (расчетное), до добавления повышающей присадки в дизельное топливо. Цетаноповышающие присадки по-разному влияют на физический и химический состав топлива, поэтому следует избегать их передозировки. Во избежание изменения состава, необходимо чтобы разница между цетановым числом и цетановым индексом была минимальной.

Фракционный состав – влияет на полноту сгорания топлива, дымность и токсичность выхлопных газов. При увеличении содержания легких фракций в дизельном топливе повышается критическое давление воспламенения рабочей смеси, появляются стуки в цилиндрах, и разжижается картерное масло. Слишком тяжелые фракции сгорают неполно и увеличивают отложение нагара в камере сгорания.

Вязкость – определяет процесс нагнетания и впрыска топлива. Она влияет также на смазывающие характеристики. Низкая вязкость топлива приводит к быстрому износу топливного насоса и форсунок. Напротив, высокая вязкость топлива усложняет холодный запуск, а также неблагоприятно сказывается на топливоподводящей системе, приводя к трещинам головок форсунок и подтеканию топлива, также может быть затруднен процесс регулировки подачи топлива.

Плотность – определяет энергоемкость топлива. Чем выше плотность топлива, тем больше энергии вырабатывается в процессе его сгорания и, соответственно, возрастают показатели эффективности и экономичности. Зависит от температуры окружающего воздуха – при понижении температуры плотность увеличивается, объем топлива уменьшается – происходит усадка, и наоборот. Для определения изменения объема можно пользоваться простой формулой: «Один литр на одну тонну на один градус».

Низкотемпературные свойства – характеризуют подвижность топлива при отрицательной температуре. Низкотемпературные свойства оцениваются по значениям температуры помутнения и застывания:

  • Температура помутнения – это температура, при которой меняется фазовый состав топлива, так как наряду с жидкой фазой появляется твердая. При этой температуре топливо начинает мутнеть. При помутнении дизельное топливо не теряет текучести.
  • Температура застывания – это температура, при которой топливо полностью теряет текучесть и приобретает студнеобразный вид. Температура застывания ниже температуры помутнения на 5-10 °С.

Коксуемость топлива – характеризуется чистотой двигателя и топливоподающей аппаратуры. При сгорании топлива в двигателе образуются нагар на стенках камеры сгорания и впускных клапанах, а также отложения на распылителях и иглах распылителей форсунок. Нагарообразование в двигателе зависит от следующих показателей применяемого дизельного топлива: коксуемости, содержания фактических смол и серы, фракционного состава, количества непредельных и ароматических углеводородов и зольности. Чем выше коксуемость топлива, тем больше образуется нагара во время работы дизеля.

Температура вспышки в закрытом тигле – самое низкое значение температуры топлива, при которой над поверхностью образуется воспламеняющаяся смесь паров, газов и воздуха. Температура вспышки определяет условия безопасного применения топлива в двигателях, чем она выше, тем меньше вероятность случайного возгорания топлива.

Массовая доля серы – определяет образование нагара, коррозию и износ дизельного двигателя. Содержание серы – главный экологический показатель дизтоплива. Продукты сгорания серы при взаимодействии с водой образуют кислоты. Сера причиняет ущерб не только природе, но и двигателю – продукты ее сгорания провоцируют коррозию металла, а при контакте их с моторным маслом образуются твердые отложения – двигатель закоксовывается. Благодаря требованиям регулирующих органов, прописанным в современных стандартах, за последние 20 лет производители снизили содержание серы в дизтопливе более, чем в 50 раз.

Смазывающая способность дизельного топлива – характеристика, которая определяет срок службы элементов топливной системы. Использование топлива с недостаточными смазывающими свойствами может привести к быстрому износу или заклиниванию движущихся частей элементов топливной системы.

Содержание воды и твердых взвешенных частиц. При хранении топлива в неполной емкости вода может попасть в топливо из-за конденсации, а при перевозке топлива в цистерне в него могут попадать механические примеси, поэтому рекомендуется обязательно фильтровать топливо перед заливкой его в топливный бак. Повышенное содержание в топливе водных фракций и твердых взвешенных частиц существенно снижает срок службы фильтров, а также всей системы подачи топлива в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: