А.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска. (А. Ахматова)

 Я не знаю, можно ли назвать Архипелаг ГУЛАГ Александра Исаевича Солженицына книгой… Это плач! Вопль! Миллионов людей, которые не успели, не смогли или попросту не захотели покинуть Родину ради спасения.

 Кем они были? Простыми рабочими с заводов? Студентами, которым было не суждено закончить университет? Ворами? Бездомными, которые случайно привлекли внимание? Почетными профессорами, якобы запятнавшими свою репутацию? А может быть твоим соседом с лестничной площадки? Все они были рождены и воспитаны Советским союзом, который для некоторых из них отвёл свой собственный срок.

    За что? В чем виноваты? Убийство? Предательство? Воровство? Чрезмерная злость? А может быть за попытку сказать правду? Мог ли кто-нибудь из них заслужить подобное наказание... Они жили в стране, будущее которой было в руках одного человека. Он мог родиться с этими людьми в один год, расти с ними на одной улице. Но даже после прочтения книги в голове не укладывается, ты не можешь понять, не хочешь верить в то, что виною всему случившемуся человек, созданный по «образу и подобию твоему».

Эти миллионы безымянных без вещей, без мыслей в голове со всех концов страны хлынули в ГУЛАГ. И мы никогда не узнаем ни их имен, ни фамилий, были ли у них семьи, были ли они счастливы. Время стерло их следы, однако книга А.И. Солженицына жива, всё в ней подчинено единому сердцебиению сотни тысяч людей. На её страницах пепел тех, кто сгорел в землях Архипелага, но у кого остались силы вспомнить…

            Книга приоткрывает завесу той страшной тайны, о которой раньше полагалось молчать, для которой будто бы не было места. Долгое время имена этих 227 отважных людей были скрыты. Нам же повезло, время щедро подарило шанс узнать о невымышленных событиях и их невымышленных героях, дабы никогда больше не повторить случившегося... Это боль, разлом, надрыв, сплошь и рядом заполняющий всё пространство книги Александра Исаевича.

       Сколько их было? Как одно такое малое пространство смогло вместить, захлопнуть двери и уничтожить столько человеческих судеб. Нет! Тяжело описать прочитанное, этого не перескажешь, на это способен лишь тот, кто шкурой своей, памятью, ухом и глазом вынес всё с Архипелага. Все чувства остаются у тебя в душе, долгое время не получается эмоционально успокоиться от пережитого в книге. Как хорошо, что ты не был участником всех тех событий и как больно, за тех, кто так и остался в недрах ГУЛАГа. Это беспощадная череда жутких, страшных событий, которые бессовестно мешают человека с грязью, ломают его (не физически, хотя и физически тоже). Этот поток человеческих судеб мелькает утебя перед глазами, словно вагоны сверхскоростного поезда и ты теряешь им счет…

   Взяв в руки книгу, ты уже не можешь остановиться, как бы ни было неприятно читать, ведь нельзя получать удовольствия от того, что творили с людьми на следствиях, как их пытали, унижали, буквально выворачивали их наизнанку. Во имя чего? Псевдо идеи? Высшей цели? Советского блага? ГУЛАГ вершил свой собственный суд «самый гуманный суд в мире», где не было второго шанса… Далее человеку предстояло пройти через допросы, где его мнение, как не парадоксально звучит, не имело значения.

В лице следователей, судей и прочих подлых безжалостных винтиков этой огромной машины, которую описывает автор, с точность до всех мелочей и механизмов ее движения, ты понимаешь, что если бы хоть кто-нибудь из этих винтиковвдруг усомнился в справедливости этой системы, то тут же бы оказался на месте допрашиваемого им виновного, и вместе с женой и детьми отправился вслед за ним в паутину островов Архипелага.

        Но аресты, допросы, были всего лишь одной стороной того мира, о котором предстояло узнать читателю. Как в таких нечеловеческих условиях удавалось выжить, не замерзнуть ночью, не умереть от голода, не погибнуть от истощения или болезни? Каждая деталь, сказанная автором, наполняет мир заключенных оттенками боли, надежды, отчаянья, свободы, веры… Дикая антисанитария в бараках на 500 человек; вынужденные волочить, таким образом, своё существования, их обитатели забывали про стыд; мельчайшие подробности человеческой физиологии; быт лагерников - описываются Солженицыным в какой-то неповторимой, пронизывающей до кончиков пальцев манере.

С одной стороны это статичное повествования, без намёка на импульс, взрыв, скачок, с другой стороны есть моменты, наверное, справедливо будет сказать, что для каждого читателя они будут свои, после прочтения, которых снятся жуткие сны… когда именно внутри тебя происходит надрыв, хочется крикнуть«Стоп!». Лагеря ломали судьбы сотен мужчин. Но Боже! Здесь женщины, дети, девочки. Эти девочки совсем молодые, быть может, такого же возраста, как ты сейчас, работающие на одном из кирпичных заводов ГУЛАГа. Не зная усталости, этигероини труда работали по 8 часов подряд, в одном и том же беспощадном темпе, босые… ради 300 граммов лишнего хлеба. И пускай автор оправдывает свои многочисленные рассказы о судьбах женщин тем, что они переносили эти зверские условия легче, но тебе самому не становится от этого легче… Один из ключевых вопросов книги Александра Исаевича «чтобы ты сделал, как себя повел, окажись на их месте? Смог бы ты сохранить хоть крупицу человечности вопреки времени и Архипелага?», на который, как мне кажется, должен попытаться ответить каждый…

       Размышляя над прочитанным, мне хочется позволить себе некоторую вольность. ГУЛАГ – это не чума, губящая всё на своем пути, это нечто иное.

Сам автор определил «Архипелаг ГУЛАГ» как «окаменелую нашу слезу», реквием русской Голгофе.

 

IV. Вывод. Чудовищна и трагична судьба человека в тоталитарном государстве. Но такова наша история. А народ без истории – это не народ. История страны – тернистый путь, пройденный народом. Будущая история нашей страны теперь будет зависеть и от вас, от ваших дел, талантов и открытий. Мне хочется верить, что этот урок никого не оставил равнодушным. Всем спасибо за сотрудничество.

!!!!!!Домашнее задание:

1.Заполнить таблицу (Даты: 1918, 1924, 1952,1962. 1965, 1970, 1974, 1994, 2008)

         2 Сочинение- миниатюра: тема репрессий в произведениях писателей (А.Ахматова, А. Солженицын»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: