Примеры ответов выпускников на задания такого типа

Задание № 26 на умение раскрыть теоретические положения на примерах


Задание сочетает проверку
- теоретических знаний;
- умения приводить примеры или пояснения с опорой на личный социальный опыт выпускника (житейский, читательский и т.д.) или факты общественной жизни.

_




Практические советы

1. Внимательно читать задание (что именно требуется делать: нужно приводить примеры или давать пояснения, приводить характеристики).

2. Следует различать примеры и пояснения
- Пример представляет собой конкретный факт (событие) из истории, литературы или современной общественной жизни, который иллюстрирует теоретическое положение. В качестве примеров могут быть приведены как реальные достоверные факты современной общественной жизни или истории, личного социального опыта выпускника, так и примеры из литературных произведений, модели социальных ситуаций. Очень важно, что в данном задании, в отличие от эссе, допускаются примеры с абстрактным гражданином N или абстрактной страной N, если они содержат конкретное описание прочих обстоятельств. Пример с гражданином N или страной N условно можно называть модельным, поскольку он достаточно конкретен, чтобы быть зачитанным, но позволяет выпускнику не затруднять себя вспоминанием точных фамилий, государств, ситуаций. В работе могут быть приведены примеры разной степени конкретизации в соответствии с требованиями задания (они могут быть представлены в различной форме: действия конкретного гражданина (например, Н. взял кредит в банке и купил квартиру) / общих фактах/видах/процессах (ожидание роста цен на картофель привело к ажиотажному спросу на него и т.п.).
- Пояснение представляет собой теоретическое объяснение приведенного ранее положения, раскрывает его сущность, но не содержит конкретных фактов.

Максимум за такое задание - 3 первичных балла. Если приведены только теоретические положения, как правило, выставляется 0 баллов.

3. Пример всегда формулируется развёрнуто, а не просто называется 1-3 словами. Следует обратить внимание на то, что краткие тезисы не могут служить иллюстрацией там, где требуется привести примеры в развёрнутом виде. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто (предполагает, что выпускник не может ограничиться простым называнием какого-то факта, примера). Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров.

4. Следует подстраховаться и привести не 3 теоретических положения и пояснения или примеры к ним, а на всякий случай 4 или 5. В этом случае, если выпускник допустил ошибку в первых трех, но привел правильное четвертое или пятое, эксперт имеет право поставить все 3 первичных балла.

5. Теоретические положения и иллюстрирующие их примеры должны быть чётко отделены друг от друга, но при этом должны быть чётко соотнесены друг с другом, т.е. в каждом случае проверяющий эксперт должен увидеть по 2 элемента ответа в связке между собой. Раскрывая три неценовых фактора, влияющих на формирование спроса, не следует сначала назвать три таких фактора, а затем привести три примера; нужно приводить фактор и пример в связке друг с другом, чтобы эксперт понимал, какой пример к какому неценовому фактору спроса относится. В последнее время в формулировке задания стало появляться уточнение: "Сначала обязательно укажите черту, которую вы иллюстрируете, а потом приведите пример". Поэтому для того, чтобы не забыть написать примеры или пояснения рекомендуется оформлять ответ на такое задание в виде таблицы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИМЕРЫ / ПОЯСНЕНИЯ
1) 2) 3) 1) 2) 3)

_



Типичные ошибки при выполнении задания такого типа

1) Выпускник приводит теоретические положения, но забывает привести примеры.

2) Выпускник приводит теоретические положения и затем вместо примеров приводит пояснения (или наоборот).

3) Выпускник приводит вперемежку теоретические положения и примеры, не устанавливая соответствия каждого примера определённому теоретическому положению.

4) Выпускник приводит назывные примеры, которых недостаточно, чтобы зачесть.

Максимальный балл за задание - 3. При этом рассуждения общего характера, не конкретизированные с опорой на личный социальный опыт выпускника (житейский, читательский и т.п.) или факты общественной жизни, оцениваются 0 баллов.

_

Примеры ответов выпускников на задания такого типа

Пример 1. Назовите три формальные негативные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Ответ выпускника:
1) штраф
2) увольнение
3) лишение свободы

Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

· Пояснение: Такой ответ выпускника будет оценен в 0 баллов, поскольку он привел только теоретические положения и не привёл примеры.

_

Пример 2. Назовите три формальные негативные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Ответ выпускника:
1) штраф (кто-то был оштрафован)
2) увольнение (кого-то уволили из-за какого-либо нарушения)
3) лишение свободы (кого-то посадили в тюрьму за какое-нибудь преступление).

Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

· Такой ответ выпускника будет оценен в 0 баллов, поскольку в нем теоретические положения не раскрыты в конкретных примерах.

  • Правильный ответ должен выглядеть так:
  • 1) штраф (гражданин Н. превысил скорость на 30 км/ч, за что не него был наложен административный штраф)
  • 2) увольнение (гражданин Н. был уволен с работы за прогул)
  • 3) лишение свободы (гражданка Л. за мошенничество в составе группы лиц была приговорена к лишению свободы)

·

_

Пример 3. Назовите три функции политической системы и проиллюстрируйте каждую из них примером

Ответ выпускника:
1) управленческая (определение целей развития общества на определенном этапе и средств их достижения)
2) коммуникативная (обеспечение связей между субъектами политики)
3) интегрирующая (объединяет, сплачивает субъекты политики)

Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

· Пояснение: Такой ответ выпускника будет оценен в 0 баллов, поскольку вместо конкретных примеров приведены, хотя и правильно, пояснения к функциям политической системы.

  • Правильный ответ должен выглядеть так:
  • 1) управленческая (вновь сформированное правительство государства N представило обществу широкую программу социально-экономических преобразований на 4 года)
  • 2) коммуникативная (перед выборами в парламент государства N прошли публичные политические дебаты между участвующими партиями, в результате которых две партии создали единый избирательный блок)
  • 3) интегрирующая (борьба за независимость территории N сплотила действующие в этом регионе политические силы, население)

·

_











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: