Оценки уровнЯ социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию 9 страница

Љак верность соотноситсЯ с Ћтчизной?

’очно так же, как и в семье.

‚ ђоссии говорЯт: Згде родилсЯ, там и пригодилсЯИ. ќто свЯзано с тонкой душевной структурой, котораЯ получает огромную подпитку от родных мест и людей. ‘амый сильный духом человек Р это старожил места, уважаемый и почитаемый долгожитель, с которым советуютсЯ и чиновники, и общественники.

„аже если человек покинул свою Ћтчизну, временно или навсегда переехав в другое место, длЯ своего духовного и физического здоровьЯ он должен обЯзательно оставатьсЯ ей верным.

 

 

Џрактикум ЗЉак договоритьсЯ с миромИ

 

–елеваЯ аудиториЯ практикума:

 

‘пециалисты организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей
‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей
‘пециалисты постинтернатного сопровождениЯ
„ети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей, с 14 лет
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды
Њолодые люди

 

–ель практикума: креативно подвести итоги предыдущих практикумов, создав уникальный сценарий своей жизни: прошлой, настоЯщей и будущей.

Ќапишите самые Яркие кадры 6 позиций из вашего прошлого, настоЯщего и будущего. ЋбЯзательное условие: вы описываете не идею, а очень конкретный кадр, как будто перед вами Р фотографиЯ или рисунок. Ћчень важно, чтобы ваше описание было только позитивным.

Љоличество сюжетов в мировой литературе ограничено и подсчитано. ‘уществует несколько типологий, которые дают довольно убедительный ответ на вопрос: З‘колько же всего сюжетов есть в наличии?И.

„раматург †орж Џольти составил список, который включал в себЯ 36 пунктов (кстати, первым число 36 было предложено ещЮ Ђристотелем и намного позднее поддержано ‚иктором ѓюго). Ќесколько позитивных сюжетов из списка Џольти могут стать подсказкой длЯ описаниЯ кадров ‹юбимого Њира:

ЊЋ‹њЃЂ. ќлементы ситуации: 1) преследователь, 2) преследуемый и умолЯющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д., 3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаЯсЯ на защиту, колеблющаЯсЯ, неувереннаЯ в себе, почему и приходитсЯ еЮ умолЯть (повышаЯ тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблетсЯ и не решаетсЯ оказать помощь.

‘ЏЂ‘…Ќ€…. ќлементы ситуации: 1) несчастный, 2) угрожающий, преследующий, 3) спаситель. ќта ситуациЯ отличаетсЯ от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейсЯ, которую нужно было умолЯть, а здесь спаситель поЯвлЯетсЯ неожиданно и спасает несчастного не колеблЯсь.

Џђ…‘‹…„“…Њ›‰. ќлементы ситуации: 1) содеЯнное преступление или роковаЯ ошибка и ожидаемаЯ кара, расплата, 2) укрывающийсЯ от кары, расплаты за преступление или ошибку.

‚Ћ‡Њ“™…Ќ€…, Ѓ“Ќ’, Њџ’…†. ќлементы ситуации: 1) тиран, 2) заговорщик.

„…ђ‡ЉЂџ ЏЋЏ›’ЉЂ. ќлементы ситуации: 1) дерзающий, 2) объект, то есть то, на что дерзающий решаетсЯ, 3) противник, лицо противодействующее.

ЏЋ•€™…Ќ€…. ќлементы ситуации: 1) похититель, 2) похищаемый, 3) охранЯющий похищаемого и ЯвлЯющийсЯ препЯтствием длЯ похищениЯ или противодействующий похищению.

‡ЂѓЂ„ЉЂ (то есть, с одной стороны, задавание загадки, а с другой Р выспрашивание, стремление разгадать загадку).

„Ћ‘’€†…Ќ€… —…ѓЋ-Ќ€Ѓ“„њ. ќлементы ситуации: 1) стремЯщийсЯ чего-нибудь достигнуть, домогающийсЯ чего-нибудь, 2) тот, от чьего согласиЯ или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий, 3) может быть ещЮ третьЯ Р противодействующаЯ достижению сторона.

‘ЋЏ…ђЌ€—…‘’‚Ћ Ѓ‹€‡Љ€•. ќлементы ситуации: 1) один из близких Р предпочитаемый, 2) другой Р пренебрегаемый или брошенный, 3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетиЯ: сначала предпочитаемый оказываетсЯ потом пренебрегаемым и наоборот).

‘ЂЊЋЏЋ†…ђ’‚Ћ‚ЂЌ€… ‚Ћ €Њџ €„…Ђ‹Ђ. ќлементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.), 3) приносимаЯ жертва.

‘ЂЊЋЏЋ†…ђ’‚Ћ‚ЂЌ€… ђЂ„€ Ѓ‹€‡Љ€•. ќлементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) близкий, ради которого герой жертвует собой, 3) то, что герой приносит в жертву.

ЏЋ†…ђ’‚Ћ‚Ђ’њ ‚‘…Њ Р ђЂ„€ ‘’ђЂ‘’€. ќлементы ситуации: 1) влюблЮнный, 2) предмет роковой страсти, 3) то, что приноситсЯ в жертву.

‘ЋЏ…ђЌ€—…‘’‚Ћ Ќ…ђЂ‚Ќ›• (а также почти равных или же равных). ќлементы ситуации: 1) один соперник (в случае неравного соперничества Р низший, более слабый), 2) другой соперник (высший, более сильный), 3) предмет соперничества.

‹ћЃЋ‚њ Љ ‚ђЂѓ“. ќлементы ситуации: 1) враг, возбудивший любовь, 2) любЯщий врага, 3) причина, почему любимый ЯвлЯетсЯ врагом.

“ѓђ›‡…Ќ€џ ‘Ћ‚…‘’€. ќлементы ситуации: 1) виновный, 2) жертва виновного (или его ошибка), 3) разыскивающий виновного, старающийсЯ его разоблачить.

ЏЋ’…ђџЌЌ›‰ € ЌЂ‰„…ЌЌ›‰. ќлементы ситуации: 1) потерЯнный 2) находимый (ое), 3) нашедший.

Љристофер Ѓукер в своей книге ЗThe Seven Basic Plots: Why We Tell StoriesИ (З‘емь основных сюжетов: почему мы рассказываем историиИ) описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.

1. З€з грЯзи в кнЯзиИ Р название говорит само за себЯ, самый Яркий пример, знакомый всем с детства, Р ‡олушка. ѓерои Р обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодарЯ собственным усилиЯм или по стечению обстоЯтельств оказывающиесЯ Зна вершинеИ.

2. ЗЏриключениеИ Р трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. Џо мнению Ѓукера, сюда попадают и Ћдиссей, и џсон, кроме того, в эту категорию попадают и ЗЉопи царЯ ‘оломонаИ, и З‚округ света за восемьдесЯт днейИ.

3. З’уда и обратноИ Р в основе сюжета попытки героЯ, вырванного из привычного мира, вернутьсЯ домой. ‚ интерпретации Ѓукера это и Зђобинзон ЉрузоИ, и ЗЂлиса в ‡азеркальеИ, и многие другие.

4. ЗЉомедиЯИ Р определЮнный вид сюжета, который развиваетсЯ по собственным правилам. ‚ эту категорию попадают все романы „. Ћстин.

5. З’рагедиЯИ Р кульминацией ЯвлЯетсЯ гибель главного героЯ, из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. ќто прежде всего ЗЊакбетИ, ЗЉороль ‹ирИ и З”аустИ.

6. З‚оскресениеИ Р герой находитсЯ под властью проклЯтиЯ или темных сил, и из этого состоЯниЯ его выводит чудо. џркий пример данного сюжета Р ‘пЯщаЯ красавица, пробуждЮннаЯ поцелуем принца.

7. ЗЏобеда над чудовищемИ Р из названиЯ Ясно, в чЮм заключаетсЯ сюжет: герой сражаетсЯ с монстром, побеждает его и получает ЗпризИ Р сокровища или любовь. Џримеры: „ракула, „авид и ѓолиаф.

  Џрошлое ЌастоЯщее Ѓудущее
џ —то самое интересное случилось со мной?   —то самое интересное происходит сейчас со мной?     —то самое интересное случитсЯ со мной?
‘емьЯ —то самое интересное случилось с моей семьЮй?   —то самое интересное происходит сейчас с моей семьЮй? —то самое интересное случитсЯ с моей семьЮй или какой кадр из моей будущей семьи станет самым счастливым?    
Љоманда(учебнаЯ, профессиональнаЯ, спортивнаЯ, двороваЯЙ) —то самое интересное случилось с моей командой?     —то самое интересное происходит сейчас с моей командой? —то самое интересное случитсЯ с моей командой?
ЊалаЯ ђодина —то самое интересное длЯ менЯ случилось с моей малой ђодиной?   —то самое интересное, затрагивающее мою жизнь, происходит сейчас с моей малой ђодиной? —то самое интересное случитсЯ с моей малой ђодиной, что очень повлиЯет на мою жизнь?
ђоссиЯ —то самое интересное длЯ менЯ случилось в ђоссии?   —то самое интересное, затрагивающее мою жизнь, происходит сейчас с ђоссией? —то самое интересное случитсЯ с ђоссией, что очень повлиЯет на мою жизнь?  
Њир —то самое интересное длЯ менЯ случилось за пределами ђоссии, в мире?     —то самое интересное, затрагивающее мою жизнь, происходит сейчас в мире? —то самое интересное случитсЯ с миром, что очень повлиЯет на мою жизнь?  

Њеханизм обработки и интерпретации данных, полученных в результате практикума:

Ћписанные таким образом кадры, могут стать основой длЯ фильма или слайд-презентации З‹юбимый ЊирИ.

‹юбовь к ђодине проЯвлЯетсЯ в ЏЋ‡ЌЂЌ€€:

Р прошлого: в изучении своей семьи Р генеалогии, семейных реликвий, традиций, профессий членов семьи, песен родителей, бабушек, дедушек, вклада семьи в дело Џобеды и трудовых успехов;

Р настоЯщего: в организации и участии в научно-познавательной деЯтельности, приносЯщей пользу региону; в изучении краеведениЯ, природы, ремесла, традиций и инноваций;

Р будущего: в выборе ђодины как приоритета в своих социальных и коммерческих проектах, научных исследованиЯх Р от реферата до диссертации.

‹юбовь к ђодине проЯвлЯетсЯ в Ћ’ЌЋ?…Ќ€€:

Р к прошлому: в почитании своих предков, уважении традиций, обычаев,

Р к настоЯщему: в сочувствии, сопереживании своим землЯкам; в сохранении чувства собственного достоинства как жителЯ великой страны; в почитании места своего рождениЯ и места постоЯнного проживаниЯ как любимой ђодины; во включении в свои новости на соцстраницах хэштегом названиЯ своей ђодины;

Р к будущему: в воспитании детей на примере предков, в верности ђодине до конца жизни.

‹юбовь к ђодине проЯвлЯетсЯ в Џђ…ЋЃђЂ‡Ћ‚ЂЌ€€:

Р прошлого: в пресечении попыток забвениЯ и переписываниЯ истории, в сохранении традиций, ремЮсел и этнического многообразиЯ;

Р настоЯщего: в укреплении своего физического и духовного здоровьЯ; в заботе о ближних; в распространении позитивной информации об образе, достижениЯх своих землЯков, притЯгательных длЯ туристов и инвесторов объектах, успехах предприЯтий, высоких результатах труда и спорта, открытии новых производств и т. п.; в продвижении территории в соответствующих рейтингах; во взаимопомощи и взаимовыручке среди землЯков и соотечественников; в продолжении величиЯ государства в конкретных каждодневных делах длЯ улучшениЯ состоЯниЯ ђодины, её приукрашиваниЯ и обустройства (качественное бесплатное доступное образование, здравоохранение, право на обеспеченную старость, стабильность и достаточность доходов; возможность образовательной и трудовой миграции);

Р будущего: в умении уверенно смотреть в позитивное будущее, формулировать миссию своей жизни и своей ђодины; во включении в команду активных представителей власти, бизнеса, ЌЉЋ, получивших специальное обучение форсайт-менеджеров Р управлЯющих известным будущим, которые на регулЯрных встречах придумывают идеи частого адресного поЯвлениЯ позитивного образа территории в мировом общественном пространстве.

Џрактикум ЗЉак быть хозЯином своей ђодиныИ

 

–елеваЯ аудиториЯ практикума:

 

‘пециалисты организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей
‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей
‘пециалисты постинтернатного сопровождениЯ
„ети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды
Џодростки
Њолодые люди

 

–ель практикума: принЯть ответственность перед любимой ђодиной, письменно закрепив свои обЯзательства перед ней.

 

‘оглашение с любимой ђодиной

 

„ата ___________ Њесто____________

 

џ, ____________________________________________, осознаю, что:

Њне нравитсЯ моЯ ђодина и следующие созвучные с еЮ названием и моей любовью к ней определениЯ:

 

 

 

Њне нравитсЯ историЯ моей любимой ђодины и особенно следующие факты:

 

 

 

Њне нравитсЯ настоЯщее моей любимой ђодины и особенно:

 

 

 

 

‘амыми уважаемыми длЯ менЯ землЯками ЯвлЯютсЯ:

 

 

 

Ћни помогают мне жить в развитии, и Я намерен постоЯнно выражать признательность за их существование.

 

џ помогаю ђодине быть привлекательнее следующими своими делами:

 

 

 

ЊоЯ ђодина развиваетсЯ и вот те изменениЯ, которые уже произошли и ЯвлЯютсЯ нашими совместными достижениЯми с моим непосредственным участием:

 

 

 

Њне нравитсЯ будущее моей любимой ђодины и особенно:

 

 

 

‚от самые полезные открытиЯ относительно моей ђодины, к которым Я пойду дальше:

 

 

 

џ способен действительно добитьсЯ этого. Џоэтому Я стремлюсь к новым изменениЯм, чтобы обогатить свою жизнь и радоватьсЯ ей.

ЏродолжаЯ развиватьсЯ вместе со своей ђодиной, Я намерен:

 

 

 

Њне радостно осознавать, что Я сам выбираю место своего проживаниЯ, это позволЯет мне двигатьсЯ к полному осуществлению своих желаний и занЯть по праву принадлежащее место в мире. џ также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распорЯжатьсЯ своим временем, могу побыть один или с другими людьми Р как захочу, однако всегда с пользой длЯ самого себЯ и своей любимой ђодины.

‚о времЯ отдыха вдали от ђодины Я обЯзательно длЯ демонстрации своей любви к ђодине буду:

 

 

 

…сли жизнь сложитсЯ так, что мне придЮтсЯ переехать на другое место жительства Р временно или навсегда, Р длЯ того, чтобы поддерживать свои силы от верности Ћтчизне, Я обЯзательно буду:

 

 

 

џ принимаю свою ђодину такой, какаЯ она есть.

џ принимаю свою ђодину такой, какой хочу, чтобы она была.

ЊоЯ ђодина достойна любви и уважениЯ.

џ буду делать всЮ от менЯ зависЯщее, чтобы мою ђодину любили и уважали.

џ несу ответственность за то, чтобы сделать себЯ и свою ђодину счастливыми.

џ не жду, что кто-то сделает мою ђодину счастливой, Я действую.

џ беру на себЯ ответственность сделать всЮ, что в моих силах, чтобы выполнить условиЯ этого обЯзательства. џ оставлЯю за собой право пересматривать и изменЯть формулировки утверждений, совершенствуЯ их.

 

‘обственноручно подписано мною сегоднЯ.

 

_____________________________________

Ѓлагодарю тебЯ, ђоссиЯ,

‡а широту твоих полей,

‡а то, что ты менЯ носила

Џод сердцем матери моей!

‚иктор Ѓоков

Њеханизм обработки и интерпретации данных, полученных в результате практикума:

‘пециалист или замещающий родитель внимательно следЯт за процессом заполнениЯ соглашениЯ, подсказывают, направлЯют, мотивируют. ‘оглашение можно корректировать в процессе дальнейшей социальной адаптации.

 

…сли мотивацию человека рассматривать как совокупность внутренних (мотивы) и внешних (стимулы) движущих сил, побуждающих человека любить то, что он делает, то ведущими мотивами созидательной любви ЯвлЯютсЯ:

Р любовь к себе: здоровье, времЯ, внешний вид, познание, отношениЯ, испытаниЯ, открытиЯ;

Р любовь к людЯм: идеальный образец, другой человек, объединение людей, сообщества (длЯ защиты, власти над людьми или признаниЯ);

Р любовь к ресурсам: природным, техническим, информационным, финансовым (длЯ себЯ или длЯ других).

‘оответственно, стимулами созидательной любви длЯ патриота станут:

длЯ любЯщего себЯ: тренинги на самопознание, самосовершенствование, самоконтроль, открытиЯ и путешествиЯ;

длЯ любЯщего других людей Р помощь в нахождении:

Р позитивного идеального образца,

Р другого человека как счастьЯ,

Р объединениЯ людей, сообщества, в котором можно почувствовать себЯ защищЮнным, полезным, признанным;

длЯ любЯщего ресурсы Р предоставление возможности соприкоснутьсЯ и управлЯть ресурсами: природными, техническими, информационными, финансовыми.

‚озрастные мотивы созидательной любви свЯзаны с ведущими видами деЯтельности:

Ґ дети любЯт играть;

Ґ подростки любЯт чувствовать себЯ взрослыми;

Ґ молодЮжь любит искать счастье;

Ґ взрослые любЯт заботитьсЯ о семье;

Ґ люди серебрЯного возраста любЯт быть полезными детЯм и молодЮжи.

—то главное объединЯет россиЯн, живущих сегоднЯ в ђоссийской ”едерации и в разных уголках нашей Џланеты? ‹юбовь! „ейственнаЯ, созидающаЯ любовь выступает фундаментом длЯ российской идентичности, семейно-коллективного воспитаниЯ и российской государственности.

‚люблЮнность в какой-то объект (в себЯ, в другого человека, в группу, территорию, действие и т. п.) проходит определЮнные этапы. …сли их соблюдать, то можно даже нелюбимое дело сделать любимым.

‹огика влюблЮнности предполагает:

Р эмоциональный зарЯд, запускающий механизмы желаниЯ, интереса, познаниЯ и действий по отношению к объекту любви;

Р нахождение ‘Њ›‘‹Ђ Р выЯвление полезной исключительности (прикладной значимости, необыкновенности, оригинальности) объекта длЯ менЯ или тех, кого Я люблю;

Р ‚…ђ“ в эту исключительность, отношение к этой исключительности как уникальному дару свыше;

Р поддержку в себе желаниЯ ЏЋ‡ЌЂ‚Ђ’њ, исследовать, размышлЯть о ЗлюбовномИ взаимодействии и объекте любви, развитие умениЯ формулировать и задавать вопросы, требующие развЮрнутых ответов; нахождение практической пользы от познаниЯ и исследованиЯ;

Р постоЯнную корректировку своих „…‰‘’‚€‰ по совершенствованию объекта любви или (если это человек) помощь в его поисках смыслов, веры, познаниЯ, желании проЯвить заботу о тех, кого он любит;

Р активный поиск ‹ћ„…‰, которые поддержат моЮ желание полюбить, общение и сотрудничество с ними;

Р постоЯннаЯ Ѓ‹ЂѓЋ„ЂђЌЋ‘’њ тем, кто поддерживает моЮ движение к любви.

Ћпытный родитель и профессиональный куратор находит, черпает любовь в мифологических и народных героЯх, свЯтых покровителЯх и великих правителЯх, религиозных символах, свЯтых местах, уникальных географических объектах, растениЯх и животных, в изобретениЯх, произведениЯх искусства, предметах быта, играх, игрушках, музыкальных инструментах, национальных одеждах, блюдах, напитках, символах событий и государственных наградах и так далее, раздаваЯ полученный от них зарЯд своим воспитанникам. Ђ воспитанники благодарЯ этому становЯтсЯ источником любви длЯ своих ближних, своего Ћтечества и длЯ мира в целом.

Ќо если где-то обнаружено зло, возникло недовольство Р это должно послужить импульсом длЯ созиданиЯ, длЯ борьбы за что-то, а не против. ’олько начав боротьсЯ за что-то, человек начнЮт влиЯть на окружающее как созидатель, как творец. Љогда человек размышлЯет, как боротьсЯ ЗзаИ, а потом действует, он становитсЯ максимально эффективным как длЯ себЯ, так и длЯ мира. Џоэтому первое, что необходимо сделать, увидев зло, заметив, что что-то кого-то не устраивает, Р это понЯть, что тогда ЗзаИ, найти созидательную цель. Ќесовершенство мира может казатьсЯ злом только до тех пор, пока не поЯвитсЯ позитивнаЯ цель.

Џозитивно настроенные к ђоссии жители Џланеты воспринимают россиЯн как людей дружелюбных, весЮлых, приветливых, достигших больших высот в культуре, науке и спорте. ђоссиЯ ассоциируетсЯ у них с духовным поиском, радушным гостеприимством, глобальными экспериментами, а в системе международной конкуренции Р с источником качественных интеллектуальных ресурсов. Ќередко ђоссию воспринимают как страну-загадку.

Ќегативное восприЯтие ђоссии ассоциируетсЯ у иностранцев с пьЯнством, экстравагантными выходками, бесчинством футбольных болельщиков-фанатов, жизнью в бараках и бездорожьем, криминальностью бизнеса и коррупционностью власти.

‚ысказываниЯ Збез россиЯн в этом деле не обойтисьИ, Зтолько в ђоссии справЯтсЯ с этой задачейИ ассоциируютсЯ чаще всего с военной и энергетической мощью страны.

‡а многотысЯчную историю ђоссиЯ ни разу не была агрессором, при этом постоЯнно находитсЯ в состоЯнии пассивной или активной войны на разных фронтах: идеологии, территории, информации, Р поэтому подвержена атакам своих недоброжелателей.


‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹њ III.

ЌЂ‘’Ђ‚Ќ€Љ

 

З‡ачастую мы ищем какого-то хорошего человека, чтобы поведать ему о своих проблемах в тайной надежде, что он снимет груз с нашей души и освободит ее от мучительного одиночества. Љак часто временное облегчение после такой встречи сменЯетсЯ еще более тЯжелым состоЯнием, когда мы вновь остаемсЯ наедине с собой.

Ќо бывает, что нам встречаетсЯ особенный человек, который говорит нечто непривычное: ЗЌе беги, побудь в тишине и покое. ‚нимательно вслушайсЯ в то, что бушует в твоей душе. Ћтветы на твои вопросы таЯтсЯ в глубине твоего же сердцаИ Й

€стинным духовным наставником окажетсЯ тот, кто вместо советов Р что делать или к кому идти Р поможет нам остатьсЯ наедине с самим собой и войти в собственное сердце. Ћн даст нам понЯть, что нет смысла лить жалкие струи воды на иссушенную почву души, что нужно спуститьсЯ глубже Р под толщу своих жалоб и стонов, где нас ждет живительный источникИ (ѓенри Ќувен)

Ќаставник от др.-русск. настати Р ЗстоЯщий наИ [земле]. ‘оответственно, противоположность наставнику Р Зот стоЯщийИ, ЗотступающийИ, Зступающий отИ [чего-либо или кого-либо].

‚ этом противопоставлении Знаставник Р отступникИ есть широкий смысл и узкий.

?ирокий смысл относитсЯ к восприЯтию наставничества как механизма сохранениЯ и развитиЯ цивилизации. …сли государство заинтересовано в прогрессе, оно уделЯет внимание наставничеству. …сли этого не происходит, цивилизациЯ отступает от прогресса.

‚ узком смысле наставничество Р это взаимодействие человека с другим человеком или с группой людей длЯ уверенного ЗстоЯниЯИ, движениЯ.

Џри таких смыслах ответ на вопрос ЗЉаждый ли человек может быть наставником?И однозначен: не только может, но и должен. ‚едь если вы не наставник Р вы отступник.

—то каждый человек может оставить после себЯ:

Р научное открытие или полезное оборудование,

Р книгу,

Р картину,

Р песню,

Р дом или хотЯ бы стену,

Р учеников, воспитанников,

- сшитую пару башмаков,

Р сад, посаженный собственными руками и др.

‹юди будут смотреть на эти творениЯ и в эту минуту человек снова будет жить.

Ќаставничество Р это не только поддержка в устойчивости кому-то или чему-то. Ќаставничество Р это возможность человека остатьсЯ в вечности. …сли вы были ценным и полезным длЯ других Р о вас будут помнить.

Ћдна из самых распространЮнных ошибок современного наставничества Р сужение его смысла до примитивных Зпередачи данных опытаИ, ЗобучениЯИ, ЗвоспитаниЯИ. „лЯ этого есть родители, кураторы, воспитатели, учителЯ, тренеры, коучи, тьютеры, преподаватели.

‘пецифика наставничества Р в бесконечности этого процесса, нацеленности наставника на подготовку новых наставников.

‚ этом Р главный показатель эффективности и главное отличие от других способов шефского взаимодействиЯ, предполагающих одноразовость наставничества.

“казаннаЯ специфика позволЯет по-иному взглЯнуть на методы наставничества.

‚оспитание, обучение, передача опыта, тренинги, беседы Р всЮ это вторично по отношению к любви как главному механизму наставничества.

‚люблЮнность в какой-то объект (в себЯ, в другого человека, в группу, территорию, действие и т. п.) проходит определЮнные этапы. …сли их соблюдать, то можно даже нелюбимое дело сделать любимым.

‹огика влюблЮнности предполагает 7 взаимосвЯзанных и взаимообусловленных этапов, образующих логическую цепочку: Зэмоции Р смысл Р вера Р познание Р действие Р поддерживающие люди Р благодарностьИ.

’акой подход к наставничеству позволЯет по-иному взглЯнуть на процесс поиска человеком своего наставника. €менно так. Ќе наставник ищет себе подшефных, хотЯ такое возможно, особенно в корпоративной культуре и работе с детьми.

Ќо эффективней процесс обратный. € важнейшим отличием наставнического движениЯ ЯвлЯетсЯ как раз формирование потребности каждого человека, с раннего детства, найти себе Ќаставника с большой буквы.

Џарадокс эффективного наставничества Р в наличие у наставника своего наставника. —тобы быть примером.

Џредставьте, что вы ищите себе идеального Ќаставника.

‘колько лет должно быть вашему идеальному наставнику?

Ќа кого должен быть похож ваш идеальный наставник?

Љакие у него должны быть отличительные качества?

Ћ каких самых радостных событиЯх вы будете вспоминать с ним в свой 100-летний юбилей?

‚от какой оригинальный ключ к ответам:

‘колько лет? Р это проверка себЯ на поиск наставника (прибавили к своему реальному возрасту) или подшефного (если убавили).

Ќа кого должен быть похож? Р познание своего будущего через достижениЯ тех, кого вы считаете идеальными образами.

Ћтличительные качества Р то, что делает (если похожи на ваши) или сделает (если пока не похожи) вас Ќаставником с большой буквы.

ђадостные событиЯ Р это смыслы вашей жизни и поиска себе наставника.

ЌастоЯщий наставник ЗрастворЯетсЯИ в своих учениках, передаваЯ свою любовь к делу, помогаЯ влюбитьсЯ в него своим ученикам, обЯзательно регулЯрно получаЯ от них обратную свЯзь (рефлексию), чтобы видеть их рост и падение.

ќффективный наставник:

Р компетентный;

Р авторитетный, вызывающий уважение;

Р технологичный, умеющий передать свои знаниЯ;

Р уважительный, терпеливый к ученикам;

Р образцовый, следующий тому, чему учит других;

Р вдохновлЯющий, мотивирующий на счастье от счастьЯ ближних;

Р благодарный к своим учителЯм-наставникам и наставлЯемым.

ќффективной формой взаимодействиЯ может стать групповое наставничество, где передача опыта распределена между членами команды.

„оговор между наставником и наставлЯемым регулирует соблюдение взаимополезных условий и взаимного уважениЯ.

 

Џрактикум ЗЉак стать наставником с миссиейИ

–елеваЯ аудиториЯ практикума:

 

‘пециалисты организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей
‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей
‘пециалисты постинтернатного сопровождениЯ
„ети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей, с 12 лет
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды
Њолодые люди

 

–ель практикума: сформулировать собственную миссию, исходЯ из своей уникальности.

1. Ќапишите ваши отличительные позитивные качества.  
2. Ќапишите, как позитивно менЯютсЯ люди благодарЯ тому, что вы проЯвлЯете свои отличительные качества?  
3. Ќапишите, как нужно позитивно изменить мир, чтобы большинство людей стало такими, как вы написали во втором ответе?  
4. Ћбъедините записанное в первой и третьей колонках в общую формулировку: ЗЊоЯ жизненнаЯ миссиЯЙ (использовать качество из ответа Ь 1), чтобыЙ (соедините с третьим ответом)И.  

 

Њеханизм обработки и интерпретации данных, полученных в результате практикума:

’еперь есть понимание, ‡Ђ—…Њ природа, воспитатели, кураторы наградили менЯ уникальными качествами и —’Ћ мне нужно делать длЯ реализации своей жизненной миссии.

ќтими же 4 шагами можно сформулировать миссию образованиЯ, организации, территории и т.п.

 

Џрактикум ЗЉак стать наставником-образоваЯтелемИ

–елеваЯ аудиториЯ практикума:

 

‘пециалисты организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей
‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей
‘пециалисты постинтернатного сопровождениЯ
„ети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей, с 14 лет. „ети с 5 лет могут выполнить данный практикум в виде рисунка ЗЌарисуй своего любимого героЯИ, с последующим его обсуждением
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды
Њолодые люди

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: