Љак верность соотноситсЯ с Ћтчизной?
’очно так же, как и в семье.
‚ ђоссии говорЯт: Згде родилсЯ, там и пригодилсЯИ. ќто свЯзано с тонкой душевной структурой, котораЯ получает огромную подпитку от родных мест и людей. ‘амый сильный духом человек Р это старожил места, уважаемый и почитаемый долгожитель, с которым советуютсЯ и чиновники, и общественники.
„аже если человек покинул свою Ћтчизну, временно или навсегда переехав в другое место, длЯ своего духовного и физического здоровьЯ он должен обЯзательно оставатьсЯ ей верным.
Џрактикум ЗЉак договоритьсЯ с миромИ
–елеваЯ аудиториЯ практикума:
‘пециалисты организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей |
‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей |
‘пециалисты постинтернатного сопровождениЯ |
„ети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей, с 14 лет |
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды |
Њолодые люди |
–ель практикума: креативно подвести итоги предыдущих практикумов, создав уникальный сценарий своей жизни: прошлой, настоЯщей и будущей.
|
|
Ќапишите самые Яркие кадры 6 позиций из вашего прошлого, настоЯщего и будущего. ЋбЯзательное условие: вы описываете не идею, а очень конкретный кадр, как будто перед вами Р фотографиЯ или рисунок. Ћчень важно, чтобы ваше описание было только позитивным.
Љоличество сюжетов в мировой литературе ограничено и подсчитано. ‘уществует несколько типологий, которые дают довольно убедительный ответ на вопрос: З‘колько же всего сюжетов есть в наличии?И.
„раматург †орж Џольти составил список, который включал в себЯ 36 пунктов (кстати, первым число 36 было предложено ещЮ Ђристотелем и намного позднее поддержано ‚иктором ѓюго). Ќесколько позитивных сюжетов из списка Џольти могут стать подсказкой длЯ описаниЯ кадров ‹юбимого Њира:
ЊЋ‹њЃЂ. ќлементы ситуации: 1) преследователь, 2) преследуемый и умолЯющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д., 3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаЯсЯ на защиту, колеблющаЯсЯ, неувереннаЯ в себе, почему и приходитсЯ еЮ умолЯть (повышаЯ тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблетсЯ и не решаетсЯ оказать помощь.
‘ЏЂ‘…Ќ€…. ќлементы ситуации: 1) несчастный, 2) угрожающий, преследующий, 3) спаситель. ќта ситуациЯ отличаетсЯ от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейсЯ, которую нужно было умолЯть, а здесь спаситель поЯвлЯетсЯ неожиданно и спасает несчастного не колеблЯсь.
Џђ…‘‹…„“…Њ›‰. ќлементы ситуации: 1) содеЯнное преступление или роковаЯ ошибка и ожидаемаЯ кара, расплата, 2) укрывающийсЯ от кары, расплаты за преступление или ошибку.
|
|
‚Ћ‡Њ“™…Ќ€…, Ѓ“Ќ’, Њџ’…†. ќлементы ситуации: 1) тиран, 2) заговорщик.
„…ђ‡ЉЂџ ЏЋЏ›’ЉЂ. ќлементы ситуации: 1) дерзающий, 2) объект, то есть то, на что дерзающий решаетсЯ, 3) противник, лицо противодействующее.
ЏЋ•€™…Ќ€…. ќлементы ситуации: 1) похититель, 2) похищаемый, 3) охранЯющий похищаемого и ЯвлЯющийсЯ препЯтствием длЯ похищениЯ или противодействующий похищению.
‡ЂѓЂ„ЉЂ (то есть, с одной стороны, задавание загадки, а с другой Р выспрашивание, стремление разгадать загадку).
„Ћ‘’€†…Ќ€… —…ѓЋ-Ќ€Ѓ“„њ. ќлементы ситуации: 1) стремЯщийсЯ чего-нибудь достигнуть, домогающийсЯ чего-нибудь, 2) тот, от чьего согласиЯ или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий, 3) может быть ещЮ третьЯ Р противодействующаЯ достижению сторона.
‘ЋЏ…ђЌ€—…‘’‚Ћ Ѓ‹€‡Љ€•. ќлементы ситуации: 1) один из близких Р предпочитаемый, 2) другой Р пренебрегаемый или брошенный, 3) предмет соперничества (при этом, по-видимому, возможна перипетиЯ: сначала предпочитаемый оказываетсЯ потом пренебрегаемым и наоборот).
‘ЂЊЋЏЋ†…ђ’‚Ћ‚ЂЌ€… ‚Ћ €Њџ €„…Ђ‹Ђ. ќлементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.), 3) приносимаЯ жертва.
‘ЂЊЋЏЋ†…ђ’‚Ћ‚ЂЌ€… ђЂ„€ Ѓ‹€‡Љ€•. ќлементы ситуации: 1) герой, жертвующий собой, 2) близкий, ради которого герой жертвует собой, 3) то, что герой приносит в жертву.
ЏЋ†…ђ’‚Ћ‚Ђ’њ ‚‘…Њ Р ђЂ„€ ‘’ђЂ‘’€. ќлементы ситуации: 1) влюблЮнный, 2) предмет роковой страсти, 3) то, что приноситсЯ в жертву.
‘ЋЏ…ђЌ€—…‘’‚Ћ Ќ…ђЂ‚Ќ›• (а также почти равных или же равных). ќлементы ситуации: 1) один соперник (в случае неравного соперничества Р низший, более слабый), 2) другой соперник (высший, более сильный), 3) предмет соперничества.
‹ћЃЋ‚њ Љ ‚ђЂѓ“. ќлементы ситуации: 1) враг, возбудивший любовь, 2) любЯщий врага, 3) причина, почему любимый ЯвлЯетсЯ врагом.
“ѓђ›‡…Ќ€џ ‘Ћ‚…‘’€. ќлементы ситуации: 1) виновный, 2) жертва виновного (или его ошибка), 3) разыскивающий виновного, старающийсЯ его разоблачить.
ЏЋ’…ђџЌЌ›‰ € ЌЂ‰„…ЌЌ›‰. ќлементы ситуации: 1) потерЯнный 2) находимый (ое), 3) нашедший.
Љристофер Ѓукер в своей книге ЗThe Seven Basic Plots: Why We Tell StoriesИ (З‘емь основных сюжетов: почему мы рассказываем историиИ) описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.
1. З€з грЯзи в кнЯзиИ Р название говорит само за себЯ, самый Яркий пример, знакомый всем с детства, Р ‡олушка. ѓерои Р обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодарЯ собственным усилиЯм или по стечению обстоЯтельств оказывающиесЯ Зна вершинеИ.
2. ЗЏриключениеИ Р трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. Џо мнению Ѓукера, сюда попадают и Ћдиссей, и џсон, кроме того, в эту категорию попадают и ЗЉопи царЯ ‘оломонаИ, и З‚округ света за восемьдесЯт днейИ.
3. З’уда и обратноИ Р в основе сюжета попытки героЯ, вырванного из привычного мира, вернутьсЯ домой. ‚ интерпретации Ѓукера это и Зђобинзон ЉрузоИ, и ЗЂлиса в ‡азеркальеИ, и многие другие.
4. ЗЉомедиЯИ Р определЮнный вид сюжета, который развиваетсЯ по собственным правилам. ‚ эту категорию попадают все романы „. Ћстин.
5. З’рагедиЯИ Р кульминацией ЯвлЯетсЯ гибель главного героЯ, из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. ќто прежде всего ЗЊакбетИ, ЗЉороль ‹ирИ и З”аустИ.
6. З‚оскресениеИ Р герой находитсЯ под властью проклЯтиЯ или темных сил, и из этого состоЯниЯ его выводит чудо. џркий пример данного сюжета Р ‘пЯщаЯ красавица, пробуждЮннаЯ поцелуем принца.
7. ЗЏобеда над чудовищемИ Р из названиЯ Ясно, в чЮм заключаетсЯ сюжет: герой сражаетсЯ с монстром, побеждает его и получает ЗпризИ Р сокровища или любовь. Џримеры: „ракула, „авид и ѓолиаф.
|
|
Џрошлое | ЌастоЯщее | Ѓудущее | |
џ | —то самое интересное случилось со мной? | —то самое интересное происходит сейчас со мной? | —то самое интересное случитсЯ со мной? |
‘емьЯ | —то самое интересное случилось с моей семьЮй? | —то самое интересное происходит сейчас с моей семьЮй? | —то самое интересное случитсЯ с моей семьЮй или какой кадр из моей будущей семьи станет самым счастливым? |
Љоманда(учебнаЯ, профессиональнаЯ, спортивнаЯ, двороваЯЙ) | —то самое интересное случилось с моей командой? | —то самое интересное происходит сейчас с моей командой? | —то самое интересное случитсЯ с моей командой? |
ЊалаЯ ђодина | —то самое интересное длЯ менЯ случилось с моей малой ђодиной? | —то самое интересное, затрагивающее мою жизнь, происходит сейчас с моей малой ђодиной? | —то самое интересное случитсЯ с моей малой ђодиной, что очень повлиЯет на мою жизнь? |
ђоссиЯ | —то самое интересное длЯ менЯ случилось в ђоссии? | —то самое интересное, затрагивающее мою жизнь, происходит сейчас с ђоссией? | —то самое интересное случитсЯ с ђоссией, что очень повлиЯет на мою жизнь? |
Њир | —то самое интересное длЯ менЯ случилось за пределами ђоссии, в мире? | —то самое интересное, затрагивающее мою жизнь, происходит сейчас в мире? | —то самое интересное случитсЯ с миром, что очень повлиЯет на мою жизнь? |
Њеханизм обработки и интерпретации данных, полученных в результате практикума:
Ћписанные таким образом кадры, могут стать основой длЯ фильма или слайд-презентации З‹юбимый ЊирИ.
‹юбовь к ђодине проЯвлЯетсЯ в ЏЋ‡ЌЂЌ€€:
Р прошлого: в изучении своей семьи Р генеалогии, семейных реликвий, традиций, профессий членов семьи, песен родителей, бабушек, дедушек, вклада семьи в дело Џобеды и трудовых успехов;
Р настоЯщего: в организации и участии в научно-познавательной деЯтельности, приносЯщей пользу региону; в изучении краеведениЯ, природы, ремесла, традиций и инноваций;
|
|
Р будущего: в выборе ђодины как приоритета в своих социальных и коммерческих проектах, научных исследованиЯх Р от реферата до диссертации.
‹юбовь к ђодине проЯвлЯетсЯ в Ћ’ЌЋ?…Ќ€€:
Р к прошлому: в почитании своих предков, уважении традиций, обычаев,
Р к настоЯщему: в сочувствии, сопереживании своим землЯкам; в сохранении чувства собственного достоинства как жителЯ великой страны; в почитании места своего рождениЯ и места постоЯнного проживаниЯ как любимой ђодины; во включении в свои новости на соцстраницах хэштегом названиЯ своей ђодины;
Р к будущему: в воспитании детей на примере предков, в верности ђодине до конца жизни.
‹юбовь к ђодине проЯвлЯетсЯ в Џђ…ЋЃђЂ‡Ћ‚ЂЌ€€:
Р прошлого: в пресечении попыток забвениЯ и переписываниЯ истории, в сохранении традиций, ремЮсел и этнического многообразиЯ;
Р настоЯщего: в укреплении своего физического и духовного здоровьЯ; в заботе о ближних; в распространении позитивной информации об образе, достижениЯх своих землЯков, притЯгательных длЯ туристов и инвесторов объектах, успехах предприЯтий, высоких результатах труда и спорта, открытии новых производств и т. п.; в продвижении территории в соответствующих рейтингах; во взаимопомощи и взаимовыручке среди землЯков и соотечественников; в продолжении величиЯ государства в конкретных каждодневных делах длЯ улучшениЯ состоЯниЯ ђодины, её приукрашиваниЯ и обустройства (качественное бесплатное доступное образование, здравоохранение, право на обеспеченную старость, стабильность и достаточность доходов; возможность образовательной и трудовой миграции);
Р будущего: в умении уверенно смотреть в позитивное будущее, формулировать миссию своей жизни и своей ђодины; во включении в команду активных представителей власти, бизнеса, ЌЉЋ, получивших специальное обучение форсайт-менеджеров Р управлЯющих известным будущим, которые на регулЯрных встречах придумывают идеи частого адресного поЯвлениЯ позитивного образа территории в мировом общественном пространстве.
Џрактикум ЗЉак быть хозЯином своей ђодиныИ
–елеваЯ аудиториЯ практикума:
‘пециалисты организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей |
‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей |
‘пециалисты постинтернатного сопровождениЯ |
„ети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей |
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды |
Џодростки |
Њолодые люди |
–ель практикума: принЯть ответственность перед любимой ђодиной, письменно закрепив свои обЯзательства перед ней.
‘оглашение с любимой ђодиной
„ата ___________ Њесто____________
џ, ____________________________________________, осознаю, что:
Њне нравитсЯ моЯ ђодина и следующие созвучные с еЮ названием и моей любовью к ней определениЯ:
Њне нравитсЯ историЯ моей любимой ђодины и особенно следующие факты:
Њне нравитсЯ настоЯщее моей любимой ђодины и особенно:
‘амыми уважаемыми длЯ менЯ землЯками ЯвлЯютсЯ:
Ћни помогают мне жить в развитии, и Я намерен постоЯнно выражать признательность за их существование.
џ помогаю ђодине быть привлекательнее следующими своими делами:
ЊоЯ ђодина развиваетсЯ и вот те изменениЯ, которые уже произошли и ЯвлЯютсЯ нашими совместными достижениЯми с моим непосредственным участием:
Њне нравитсЯ будущее моей любимой ђодины и особенно:
‚от самые полезные открытиЯ относительно моей ђодины, к которым Я пойду дальше:
џ способен действительно добитьсЯ этого. Џоэтому Я стремлюсь к новым изменениЯм, чтобы обогатить свою жизнь и радоватьсЯ ей.
ЏродолжаЯ развиватьсЯ вместе со своей ђодиной, Я намерен:
Њне радостно осознавать, что Я сам выбираю место своего проживаниЯ, это позволЯет мне двигатьсЯ к полному осуществлению своих желаний и занЯть по праву принадлежащее место в мире. џ также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распорЯжатьсЯ своим временем, могу побыть один или с другими людьми Р как захочу, однако всегда с пользой длЯ самого себЯ и своей любимой ђодины.
‚о времЯ отдыха вдали от ђодины Я обЯзательно длЯ демонстрации своей любви к ђодине буду:
…сли жизнь сложитсЯ так, что мне придЮтсЯ переехать на другое место жительства Р временно или навсегда, Р длЯ того, чтобы поддерживать свои силы от верности Ћтчизне, Я обЯзательно буду:
џ принимаю свою ђодину такой, какаЯ она есть.
џ принимаю свою ђодину такой, какой хочу, чтобы она была.
ЊоЯ ђодина достойна любви и уважениЯ.
џ буду делать всЮ от менЯ зависЯщее, чтобы мою ђодину любили и уважали.
џ несу ответственность за то, чтобы сделать себЯ и свою ђодину счастливыми.
џ не жду, что кто-то сделает мою ђодину счастливой, Я действую.
џ беру на себЯ ответственность сделать всЮ, что в моих силах, чтобы выполнить условиЯ этого обЯзательства. џ оставлЯю за собой право пересматривать и изменЯть формулировки утверждений, совершенствуЯ их.
‘обственноручно подписано мною сегоднЯ.
_____________________________________
Ѓлагодарю тебЯ, ђоссиЯ,
‡а широту твоих полей,
‡а то, что ты менЯ носила
Џод сердцем матери моей!
‚иктор Ѓоков
Њеханизм обработки и интерпретации данных, полученных в результате практикума:
‘пециалист или замещающий родитель внимательно следЯт за процессом заполнениЯ соглашениЯ, подсказывают, направлЯют, мотивируют. ‘оглашение можно корректировать в процессе дальнейшей социальной адаптации.
…сли мотивацию человека рассматривать как совокупность внутренних (мотивы) и внешних (стимулы) движущих сил, побуждающих человека любить то, что он делает, то ведущими мотивами созидательной любви ЯвлЯютсЯ:
Р любовь к себе: здоровье, времЯ, внешний вид, познание, отношениЯ, испытаниЯ, открытиЯ;
Р любовь к людЯм: идеальный образец, другой человек, объединение людей, сообщества (длЯ защиты, власти над людьми или признаниЯ);
Р любовь к ресурсам: природным, техническим, информационным, финансовым (длЯ себЯ или длЯ других).
‘оответственно, стимулами созидательной любви длЯ патриота станут:
длЯ любЯщего себЯ: тренинги на самопознание, самосовершенствование, самоконтроль, открытиЯ и путешествиЯ;
длЯ любЯщего других людей Р помощь в нахождении:
Р позитивного идеального образца,
Р другого человека как счастьЯ,
Р объединениЯ людей, сообщества, в котором можно почувствовать себЯ защищЮнным, полезным, признанным;
длЯ любЯщего ресурсы Р предоставление возможности соприкоснутьсЯ и управлЯть ресурсами: природными, техническими, информационными, финансовыми.
‚озрастные мотивы созидательной любви свЯзаны с ведущими видами деЯтельности:
Ґ дети любЯт играть;
Ґ подростки любЯт чувствовать себЯ взрослыми;
Ґ молодЮжь любит искать счастье;
Ґ взрослые любЯт заботитьсЯ о семье;
Ґ люди серебрЯного возраста любЯт быть полезными детЯм и молодЮжи.
—то главное объединЯет россиЯн, живущих сегоднЯ в ђоссийской ”едерации и в разных уголках нашей Џланеты? ‹юбовь! „ейственнаЯ, созидающаЯ любовь выступает фундаментом длЯ российской идентичности, семейно-коллективного воспитаниЯ и российской государственности.
‚люблЮнность в какой-то объект (в себЯ, в другого человека, в группу, территорию, действие и т. п.) проходит определЮнные этапы. …сли их соблюдать, то можно даже нелюбимое дело сделать любимым.
‹огика влюблЮнности предполагает:
Р эмоциональный зарЯд, запускающий механизмы желаниЯ, интереса, познаниЯ и действий по отношению к объекту любви;
Р нахождение ‘Њ›‘‹Ђ Р выЯвление полезной исключительности (прикладной значимости, необыкновенности, оригинальности) объекта длЯ менЯ или тех, кого Я люблю;
Р ‚…ђ“ в эту исключительность, отношение к этой исключительности как уникальному дару свыше;
Р поддержку в себе желаниЯ ЏЋ‡ЌЂ‚Ђ’њ, исследовать, размышлЯть о ЗлюбовномИ взаимодействии и объекте любви, развитие умениЯ формулировать и задавать вопросы, требующие развЮрнутых ответов; нахождение практической пользы от познаниЯ и исследованиЯ;
Р постоЯнную корректировку своих „…‰‘’‚€‰ по совершенствованию объекта любви или (если это человек) помощь в его поисках смыслов, веры, познаниЯ, желании проЯвить заботу о тех, кого он любит;
Р активный поиск ‹ћ„…‰, которые поддержат моЮ желание полюбить, общение и сотрудничество с ними;
Р постоЯннаЯ Ѓ‹ЂѓЋ„ЂђЌЋ‘’њ тем, кто поддерживает моЮ движение к любви.
Ћпытный родитель и профессиональный куратор находит, черпает любовь в мифологических и народных героЯх, свЯтых покровителЯх и великих правителЯх, религиозных символах, свЯтых местах, уникальных географических объектах, растениЯх и животных, в изобретениЯх, произведениЯх искусства, предметах быта, играх, игрушках, музыкальных инструментах, национальных одеждах, блюдах, напитках, символах событий и государственных наградах и так далее, раздаваЯ полученный от них зарЯд своим воспитанникам. Ђ воспитанники благодарЯ этому становЯтсЯ источником любви длЯ своих ближних, своего Ћтечества и длЯ мира в целом.
Ќо если где-то обнаружено зло, возникло недовольство Р это должно послужить импульсом длЯ созиданиЯ, длЯ борьбы за что-то, а не против. ’олько начав боротьсЯ за что-то, человек начнЮт влиЯть на окружающее как созидатель, как творец. Љогда человек размышлЯет, как боротьсЯ ЗзаИ, а потом действует, он становитсЯ максимально эффективным как длЯ себЯ, так и длЯ мира. Џоэтому первое, что необходимо сделать, увидев зло, заметив, что что-то кого-то не устраивает, Р это понЯть, что тогда ЗзаИ, найти созидательную цель. Ќесовершенство мира может казатьсЯ злом только до тех пор, пока не поЯвитсЯ позитивнаЯ цель.
Џозитивно настроенные к ђоссии жители Џланеты воспринимают россиЯн как людей дружелюбных, весЮлых, приветливых, достигших больших высот в культуре, науке и спорте. ђоссиЯ ассоциируетсЯ у них с духовным поиском, радушным гостеприимством, глобальными экспериментами, а в системе международной конкуренции Р с источником качественных интеллектуальных ресурсов. Ќередко ђоссию воспринимают как страну-загадку.
Ќегативное восприЯтие ђоссии ассоциируетсЯ у иностранцев с пьЯнством, экстравагантными выходками, бесчинством футбольных болельщиков-фанатов, жизнью в бараках и бездорожьем, криминальностью бизнеса и коррупционностью власти.
‚ысказываниЯ Збез россиЯн в этом деле не обойтисьИ, Зтолько в ђоссии справЯтсЯ с этой задачейИ ассоциируютсЯ чаще всего с военной и энергетической мощью страны.
‡а многотысЯчную историю ђоссиЯ ни разу не была агрессором, при этом постоЯнно находитсЯ в состоЯнии пассивной или активной войны на разных фронтах: идеологии, территории, информации, Р поэтому подвержена атакам своих недоброжелателей.
‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹њ III.
ЌЂ‘’Ђ‚Ќ€Љ
З‡ачастую мы ищем какого-то хорошего человека, чтобы поведать ему о своих проблемах в тайной надежде, что он снимет груз с нашей души и освободит ее от мучительного одиночества. Љак часто временное облегчение после такой встречи сменЯетсЯ еще более тЯжелым состоЯнием, когда мы вновь остаемсЯ наедине с собой.
Ќо бывает, что нам встречаетсЯ особенный человек, который говорит нечто непривычное: ЗЌе беги, побудь в тишине и покое. ‚нимательно вслушайсЯ в то, что бушует в твоей душе. Ћтветы на твои вопросы таЯтсЯ в глубине твоего же сердцаИ Й
€стинным духовным наставником окажетсЯ тот, кто вместо советов Р что делать или к кому идти Р поможет нам остатьсЯ наедине с самим собой и войти в собственное сердце. Ћн даст нам понЯть, что нет смысла лить жалкие струи воды на иссушенную почву души, что нужно спуститьсЯ глубже Р под толщу своих жалоб и стонов, где нас ждет живительный источникИ (ѓенри Ќувен)
Ќаставник от др.-русск. настати Р ЗстоЯщий наИ [земле]. ‘оответственно, противоположность наставнику Р Зот стоЯщийИ, ЗотступающийИ, Зступающий отИ [чего-либо или кого-либо].
‚ этом противопоставлении Знаставник Р отступникИ есть широкий смысл и узкий.
?ирокий смысл относитсЯ к восприЯтию наставничества как механизма сохранениЯ и развитиЯ цивилизации. …сли государство заинтересовано в прогрессе, оно уделЯет внимание наставничеству. …сли этого не происходит, цивилизациЯ отступает от прогресса.
‚ узком смысле наставничество Р это взаимодействие человека с другим человеком или с группой людей длЯ уверенного ЗстоЯниЯИ, движениЯ.
Џри таких смыслах ответ на вопрос ЗЉаждый ли человек может быть наставником?И однозначен: не только может, но и должен. ‚едь если вы не наставник Р вы отступник.
—то каждый человек может оставить после себЯ:
Р научное открытие или полезное оборудование,
Р книгу,
Р картину,
Р песню,
Р дом или хотЯ бы стену,
Р учеников, воспитанников,
- сшитую пару башмаков,
Р сад, посаженный собственными руками и др.
‹юди будут смотреть на эти творениЯ и в эту минуту человек снова будет жить.
Ќаставничество Р это не только поддержка в устойчивости кому-то или чему-то. Ќаставничество Р это возможность человека остатьсЯ в вечности. …сли вы были ценным и полезным длЯ других Р о вас будут помнить.
Ћдна из самых распространЮнных ошибок современного наставничества Р сужение его смысла до примитивных Зпередачи данных опытаИ, ЗобучениЯИ, ЗвоспитаниЯИ. „лЯ этого есть родители, кураторы, воспитатели, учителЯ, тренеры, коучи, тьютеры, преподаватели.
‘пецифика наставничества Р в бесконечности этого процесса, нацеленности наставника на подготовку новых наставников.
‚ этом Р главный показатель эффективности и главное отличие от других способов шефского взаимодействиЯ, предполагающих одноразовость наставничества.
“казаннаЯ специфика позволЯет по-иному взглЯнуть на методы наставничества.
‚оспитание, обучение, передача опыта, тренинги, беседы Р всЮ это вторично по отношению к любви как главному механизму наставничества.
‚люблЮнность в какой-то объект (в себЯ, в другого человека, в группу, территорию, действие и т. п.) проходит определЮнные этапы. …сли их соблюдать, то можно даже нелюбимое дело сделать любимым.
‹огика влюблЮнности предполагает 7 взаимосвЯзанных и взаимообусловленных этапов, образующих логическую цепочку: Зэмоции Р смысл Р вера Р познание Р действие Р поддерживающие люди Р благодарностьИ.
’акой подход к наставничеству позволЯет по-иному взглЯнуть на процесс поиска человеком своего наставника. €менно так. Ќе наставник ищет себе подшефных, хотЯ такое возможно, особенно в корпоративной культуре и работе с детьми.
Ќо эффективней процесс обратный. € важнейшим отличием наставнического движениЯ ЯвлЯетсЯ как раз формирование потребности каждого человека, с раннего детства, найти себе Ќаставника с большой буквы.
Џарадокс эффективного наставничества Р в наличие у наставника своего наставника. —тобы быть примером.
Џредставьте, что вы ищите себе идеального Ќаставника.
‘колько лет должно быть вашему идеальному наставнику?
Ќа кого должен быть похож ваш идеальный наставник?
Љакие у него должны быть отличительные качества?
Ћ каких самых радостных событиЯх вы будете вспоминать с ним в свой 100-летний юбилей?
‚от какой оригинальный ключ к ответам:
‘колько лет? Р это проверка себЯ на поиск наставника (прибавили к своему реальному возрасту) или подшефного (если убавили).
Ќа кого должен быть похож? Р познание своего будущего через достижениЯ тех, кого вы считаете идеальными образами.
Ћтличительные качества Р то, что делает (если похожи на ваши) или сделает (если пока не похожи) вас Ќаставником с большой буквы.
ђадостные событиЯ Р это смыслы вашей жизни и поиска себе наставника.
ЌастоЯщий наставник ЗрастворЯетсЯИ в своих учениках, передаваЯ свою любовь к делу, помогаЯ влюбитьсЯ в него своим ученикам, обЯзательно регулЯрно получаЯ от них обратную свЯзь (рефлексию), чтобы видеть их рост и падение.
ќффективный наставник:
Р компетентный;
Р авторитетный, вызывающий уважение;
Р технологичный, умеющий передать свои знаниЯ;
Р уважительный, терпеливый к ученикам;
Р образцовый, следующий тому, чему учит других;
Р вдохновлЯющий, мотивирующий на счастье от счастьЯ ближних;
Р благодарный к своим учителЯм-наставникам и наставлЯемым.
ќффективной формой взаимодействиЯ может стать групповое наставничество, где передача опыта распределена между членами команды.
„оговор между наставником и наставлЯемым регулирует соблюдение взаимополезных условий и взаимного уважениЯ.
Џрактикум ЗЉак стать наставником с миссиейИ
–елеваЯ аудиториЯ практикума:
‘пециалисты организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей |
‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей |
‘пециалисты постинтернатного сопровождениЯ |
„ети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей, с 12 лет |
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды |
Њолодые люди |
–ель практикума: сформулировать собственную миссию, исходЯ из своей уникальности.
1. Ќапишите ваши отличительные позитивные качества. | |
2. Ќапишите, как позитивно менЯютсЯ люди благодарЯ тому, что вы проЯвлЯете свои отличительные качества? | |
3. Ќапишите, как нужно позитивно изменить мир, чтобы большинство людей стало такими, как вы написали во втором ответе? | |
4. Ћбъедините записанное в первой и третьей колонках в общую формулировку: ЗЊоЯ жизненнаЯ миссиЯЙ (использовать качество из ответа Ь 1), чтобыЙ (соедините с третьим ответом)И. |
Њеханизм обработки и интерпретации данных, полученных в результате практикума:
’еперь есть понимание, ‡Ђ—…Њ природа, воспитатели, кураторы наградили менЯ уникальными качествами и —’Ћ мне нужно делать длЯ реализации своей жизненной миссии.
ќтими же 4 шагами можно сформулировать миссию образованиЯ, организации, территории и т.п.
Џрактикум ЗЉак стать наставником-образоваЯтелемИ
–елеваЯ аудиториЯ практикума:
‘пециалисты организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей |
‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей |
‘пециалисты постинтернатного сопровождениЯ |
„ети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей, с 14 лет. „ети с 5 лет могут выполнить данный практикум в виде рисунка ЗЌарисуй своего любимого героЯИ, с последующим его обсуждением |
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды |
Њолодые люди |