Цель: изучение уровня развития личности и коллектива.
Примерная программа изучения ученического коллектива
1. Состав класса.
Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся.
2. Сплоченность класса
1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся друг к другу.Как они относятся к делам класса.
2. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться.
3. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.
4. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается.
5. Переживают ли школьники удачии неудачи своего класса! Болеют ли за свой коллектив.
6. При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено.
|
|
3. Организованность класса
1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять.
2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).
4. Общественное мнение в классе
1. Какие поступкисвоих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают.
2. Как и в какой формеони выражают свое одобрение и неодобрение.
3. Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают.
4. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.
Характер товарищеских связей в коллективе
1. Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее). Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь.
3. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс откосится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим,
4. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.
Актив класса.
Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса.Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.
Связь классного коллектива с общешкольным.
1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.
|
|
2. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).
3. В чем проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.
8. Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива
Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива.
Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.
Диагностическая методика «Государство — это мы»
Цель: позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Инструкция: учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место.
Обработка результатов: с помощью данной методики ребята определяют, кто занимает роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Методика «Какой у нас классный коллектив»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Инструкция: учащимся предлагаются 6 утверждений, которые записаны на листе бумаги в произвольном виде. Каждому ученику необходимо пронумеровать эти утверждения, т. е. расставить по номерам, которые, по мнению ученика, соответствуют данному классному коллективу. Например, ученик считает, что «Наш класс дружный» и ставит напротив данного утверждения № 1; а утверждение «Наш класс недружный, часто возникают ссоры» он поставит на последнее место под № 6.
• Наш класс очень дружный и сплоченный.
• Наш класс дружный.
• В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
• В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.
• Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
• Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Обработка результатов: те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определенных взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как он ощущает себя в системе этих отношений.