Методика «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Инструкция: каждому члену коллектива предлагается самостоятельно отметить номера тех утверждений, с которыми он согласен.

Набор утверждений для изучения дружбы, сплоченности (или конфликтности):

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш, класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Набор утверждений для выявления состояния взаимопомощи (или ее отсутствия):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.
Методика «Атмосфера в классе»

Цель: изучение психологической атмосферы класса.

Инструкция: учащимся класса раздаются листочки с противоположными по смыслу парами слов, с помощью которых можно описать атмосферу в классе. Чем ближе к правому или левому слову каждой пары они поместят знак +, тем более выражен, по их мнению, этот признак в классе. Каждый заполняет следующий бланк:

1. Дружелюбие 5 4 3 2 1 Враждебность

2. Согласие 5 4 3 2 1 Несогласие

3. Удовлетворенность 5 4 3 2 1 Неудовлетворенность

4. Увлеченность 5 4 3 2 1 Равнодушие

5. Взаимоподдержка 5 4 3 2 1 Недоброжелательность

6. Теплота 5 4 3 2 1 Холодность

7. Сотрудничество 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества

8. Взаимовыручка 5 4 3 2 1 Отсутствие взаимовыручки

9. Занимательность 5 4 3 2 1 Скука

10.Успешность 5 4 3 2 1 Неуспешность

Обработка результатов: вычисляется средняя оценка по каждой паре слов, можно на графике представить оценку психологической атмосферы в классе. Чем левее расположены точки графика, тем благополучнее атмосфера в классе



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: