Век- Проторенесанс. С 14 уже возрождение. 16век-трагический гуманизм

 В чем смысл эпохи? - Эта эпоха стремилась возобновить то, что было в Античности, они пытались возродить традиции,меру, единения души и тела. Новизна заключалась в том, что язычество остается в прошлом. Эпос записали, рыцарские романы, поэзия трубадуров, меняется сознание человека после падения Рима в 5 веке. Появляется новый тип романа и героя.

Гуманизм- единение души и тела, любовь к человеку. Родина гуманизма- Италия Флоренция.

Идея любви, познания позволяет человеку творить. А в момент творчества мы соединяемся с Богом. В эпоху Проторенессанса в 13 веке идет полное осознание нового времени. Именно Данте создает платформу ментальности нового времени, мышления. Божественная комедия является началом ренессанса.

С другой стороны началом является творческая деятельность Петрарка.  

Символической датой завершения Ренессанса является 1616 год – год смерти Сервантеса (Дон Кихот) и Шекспира(Гамлет).- они в один год напишут свои шедевры.

90е 16 века и 10е 17 века - Эпоха трагического гуманизма (осознание того, что человек не так идеален) – причина Реформация (раскол католической церкви на протестанскую, религиозные войны)

Ключевое понятие Ренессанса – Гуманизм. Понятие, которое возникает в 14 веке во Флоренции. Именно там возникает интерес к Античной культуре и активное изучение этой культуры.

Средневековая культура постепенно теряет человеческую цельность. Тело воспринимается как греховность, ценится лишь душа. Этот перекос разрушает идею цельности человека, которая была присуща Античности.

Одной из главных идей Гуманизма является восстановление человеческой цельности. Гуманизм связан с изучением человека и ведет к Высшей Цели -- Творчеству.

Исходные идеи Ренессанса является теория эйдесов – теория идей Платона.

Теория идей Платона заключалось в том, что прежде чем Бог создал мир, он родил идеи, мысли. Идея это первый образ, который не воплощен материально, идея бесконечна. Именно на этом основана Христианская идеология, утверждавшая то, что Душа бессмертна, бесконечна, а тело лишь клетка, ограничивающая душу.

Художники Ренессанса пытаются найти баланс между телом и духом. А что нужно, чтобы вернуть этот баланс?-- стремиться к бесконечному, к Богу.  А что в нашей жизни подобно Богу – Творчество, познание и Любовь.

Человек может и должен сотворить себя. Нужно познать человека, потому что Любишь. Любовь это и есть возможность понять бесконечность.

v Лирика эпохи Ренессанса.

Истоком новой лирики является «Вита Нова» Данте. А наследником Данте является Франческа Петрарка.

В 1327 году Петрарка в Авиньонской церкви увидел Лауру, которую он будет любить до конца жизни. Но любовь была безответна. В 1348 году Лаура умирает от Чумы и умирает его покровитель Джако Макалоно.

На протяжении долгого времени Петрарк работает над книгой Канцоньери, куда вошли 366 стихов. 1348 год – високосный год. Каждое стихотворение равно дню года, в котором умерла Лаура.

Основная часть текста – Сонеты(317шт)

Именно поэтому мы говорим о книге песен, как о книге сонет.

«Канцона» – песни – жанр, появился от трубадуров, воспевающий объект любви.

Но Петрарка использует «Канцону» не как жанр, а как тип высказывания-воспевания (Воспевание любви к Богу, к Лауре)

Чем больше он познавал мир, тем больше он познавал Лауру. В этом и состоит поэтический принцип Петрарки – Великое аналогия или великое тождество (Лаура во всем и все в Лауре; для того, чтобы понять Лауру, необходимо исследовать мир, так как Лаура везде)- это и есть метафорический принцип-- принцип подобия.

Петрарка является родителем метафоры в поэзии.

До Петрарки метафора была Приемом, а после него стала Принципом.

Петрарка изменил отношение к слову (слово стало «букетом смыслом») – смыслы эти рождались из контекста слова.

Задача поэта достать из слова множество смыслов. Другим переводом имени Лаура- Лавр. (миф Аполлон и Дафна)

Благодаря великой аналогии у Петрарки метафора начинает жить. Петрарка предлагает новый способ познания жизни, на который его вдохновляет Любовь.

Секстина – жанр.

Способом познания мира является Любовь, а инструментом Подобие.

Франсуа Вийон – поэт, маргинал, поэтому его поэзия далека от возвышенности Петрарки и его современников. Покровитель- Карл Орлеанский.

Создает новую традицию, он совмещает поэзию трубадуров(возвышенная поэзия, обращенная к небесам) и поэзию Вагандов(тексты посвящены плотским страстям).

Его баллады и рондо посвящены самой жизни. В его поэзии появляется образ обычного человека.

В лирику входит думающий герой. Лирика, как способ поразмыслить о сиюминутности. Вечность для Вийона не актуальна, важна сиюминутность.

Пьер ДеРонсар – еще более углубляет Петраркийскую метафору, в ней появляется ироническая глубина. У Ронсара появляется тема бренности бытия, которая преодолима поэтическим усилием и плотской любовью.

                  Лирика Северного Возрождения (Бюргерское буржуазное возрождение)

Связана с появлением городов. Развивается торговля. Кораблестроение. Происходит обмен информации с другими странами. Происходит Реформация(раскол католической церкви). Протестанты переводят библию на свои языки. Рвут отношения с Ватиканом. Церковь становится частью городской жизни. Протестанское сознание связано не с развлечением, а с поучением и наставлением. Северное возрождение ориентировано на церковь, в отличие от южного ищет не идеальных людей, а обыкновенных, потому что она их воспитывает. Все это связано с переосмыслением библейских текстов, которые в это время адресуются как личные послания. Одно из опор Северного возрождения является обращение к смеховому слову. Литература обращена к комической стороне жизни.

Одним из самых значительных текстов СВ является «Корабль дураков» Себастьяна Бранта.

Этот текст отвечает на очень важный вопрос Возрождения «Что такое глупость». Глупость- это ленность ума. В основе всех людских пороков- глупость.

Другим важнейшим текстом является «Похвала глупости» Эразма Роттердамского.

В котором заключена новая мудрость в природной двойственности человека и соответственно в двойственности глупости.

Есть глупость, которая тормозит человечество

Есть Глупость, которая заставляет задавать глупые вопросы и искать на них ответы- именно эта глупость движение человеческой мысли.

                                        Сонеты Шекспира(90е г 16 века)

Новшество сонетов Шекспира отличается от Петраркинских сочетанием парадоксов и метафор. Если для Петрарки важно сотворение метафорического пространства, то Шекспир в этом пространстве существует свободно. Язык поэзии уже является языком метафоры. Шекспир вводит в это пространство парадокс. Парадокс углубляет метафору. Шекспиру это удается в контексте нового времени, в эпоху трагического гуманизма- раскол церкви был равен падению Рима в сознании людей. Христианство до этого времени воспринималось как единство. Постоянные религиозные войны приводят осознание людей к невозможности достичь идеала, установленного ими же. Это приводит к присутствию и ада, и рая, единство злого и доброго, невозможно разделить это. Любовь подобна человеку. Полюбив однажды, человек тянется к любви всю жизнь. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: