Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литературы

Дата 18.06.20

Группа 90 Повар, кондитер Курс 1

Тема урока: Итоговая контрольная работа по русскому языку

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок контроля усвоения знаний, умений и навыков

Продолжительность 1 час

Цель урока: контроль и коррекция знаний

 

Ход урока

Часть 1. Решить тест.

Выделите основные функции русского языка

а) повествование, рассуждение, описание;

б) устная и письменная речь;

в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.

 

Определить виды речевой деятельности

а) говорение, слушание, письмо, чтение;

б) научная, публицистическая, разговрная;

в) орфография, пунктуация.

 

3. Русский язык имеет две разновидности:

а) речь и письмо;

б) литературный язык и диалекты;

в) жаргонизмы и диалектизмы

 

4. Основными признаками текста являются:

 а) рассказ и роман:

 б) связность и цельность;

 в) глава и часть.

 

5. Текст имеет композицию:

а) развитие действия, завязка, заключение;

б) завязка, развитие действия, заключение;

в) заключение, развитие действия, завязка.

 

6. Функционально – смысловые типы речи:

а) описание, рассуждение, повествование;

б) устная и письменная речь;

в) коммуникативная, номинативная, эстетическая.

 

7. Определить цель научного стиля:

а) точная передача деловой информации;

б) убеждение в чем-либо читателя слушателя;

в) точная передача научной информации.

 

8. Стиль периодической печати, выступлений на собраниях, по радио и телевидению называется:

а) разговорный;

б) научный;

в) публицистический.

 

К какому стилю речи принадлежат слова: «лебёдушка», «хата»

а) художественный;

б) разговорный:

в) публицистический.

 

10.Сфера употребления официально-делового стиля речи:

а) словесно-художественное творчество

б) деловые бумаги

в) научные статьи

г) статьи в газетах и журналах

 

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задания 11–13.

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает свое­го птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свой­ство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня…

(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24) Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– Сынок… (27)Сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– Мама. (33)Мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47) Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

11. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Мать приучила рассказчика ценить родную землю.
  2. После ранения рассказчик звал на помощь своих товарищей.
  3. Чужая женщина заботилась о раненом герое с материнской любовью.
  4. Мать рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.
  5. Мать рассказчика вынесла с поля боя раненого.

 

12. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

    13. Лексический анализ.

    В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.

     

     

    Часть 3.

    Орфографический анализ.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

     

    1. ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
    2. ЧЬИ-ТО (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
    3. ИЗВЕСТНЫЙ –непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом известен.
    4. ДОСРОЧНО – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
    5. ПРЕГРАЖДАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к слову очень.

     

    Пунктуационный анализ.

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять ЗАПЯТЫЕ.

    Для изучения русской деревянной архитектуры XVIXVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.

     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: