Тема: развитие словаря детей дошкольного возраста

 

Цель: Раскрыть особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста, проблему формирования словаря у детей как количественное накопление слов и качественное освоение значения слов на основе развития представлений и мышления.

План теоретической части

1. Понятие словарной работы в детском саду. Пассивный и активный словарь детей.

2. Особенности овладения словарем дошкольниками.

3. Задачи, принципы, содержание словарной работы в детском саду.

4. Формирование словаря в процессе ознакомления с окружающим.

Практическая часть

Задание № 1:

1. Подберите предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют.

2. Предложите ребенку по одному предмету для игры. В ходе игры задавайте вопросы: «Что это? Для чего это нужно?».

Предложите погладить, смять, надавить, спросите «Какой он?».

3. Подсчитайте правильность называния детьми предметов, их частей, свойств.

4. Данные представляют в таблицах (табл. 1, 2), составленных для каждой категории слов отдельно.

5. Делают выводы о зависимости понимания разных слов от возраста детей и характера наглядной опоры.

Таблица 1

Правильность выполнения задания «Покажи предмет»

 

Возраст детей

Группа детей

I

II

III

Предметы Картинки Предметы Картинки Предметы Картинки
3-4 года            
4-5 лет            

 

Таблица 2

Понимание детьми значения слов

3.

Возраст детей

Уровни

I

II

III

IV

Предметы Картинки Предметы Картинки Предметы Картинки Предметы Картинки
3-4 года                
4-5 лет                

 

Задание № 2:

1. Подберите несколько групп слов:

- слова, обозначающие хорошо знакомые ребенку предметы;

- слова, обозначающие знакомые предметы, действие с которыми редки или ограничены;

- слова, обозначающие природные явления;

- слова, обозначающие животных, хорошо знакомых детям;

- слова, обозначающие животных, знакомых детям в основном по описанию, иллюстрациям.

2. Сделайте вывод о разнообразии прилагательных и глаголов в активной речи, о влиянии разнообразной наглядности, а также степени значимости предметов и явлений.

3. Подберите игры, которые будут способствовать активизации словаря детей, запишите их по плану (5-6 игр).

Название игры Цель Мотив Способы деятельности (методы и приемы) Ожидаемый результат
         

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос раскройте понятие словарной работы, сущность словарной работы в детском саду, ее место в общей системе работы по развитию речи и значение словарной работы для развития детей.

Отвечая на второй вопрос, дайте характеристику развития словаря у детей (объем, особенности овладения значением слова, образными выражениями, фразеологизмами).

При изучении третьего вопроса необходимо определить задачи развития словаря, а также содержание словарной работы в разных возрастных группах. Содержание и методика словарной работы в процессе ознакомления с предметным миром наиболее полно представлены в статье В.И.Логиновой (см. список литературы).

Отвечая на четвертый вопрос плана, раскройте методику обогащения, закрепления и уточнения, активизации словаря.

Выполняя практическую часть, особое внимание обратите на приемы введения слов в детский словарь, и в особенности на взаимосвязь между образом называния педагогом предметов, их частей, признаков, качеств и свойств, действий с ними с непосредственным восприятием и речью самих детей. В конце каждого вопроса обязательно сделать выводы, оформить ссылки.

 

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 2000.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М: Академия, 1998.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,1981.

4. Бондаренко О.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.

5. Богатырева А. Понимание слов детьми 3-5 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000. – с. 209-214.

6. Дунаева В. Почему они так называются? /В.Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 11.

7. Занятия по развитию речи в детском саду/ под ред. О.С.Ушаковой. – М., 2004.

8. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1994.

9.  Логинова В.И. Формирование словаря // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – с. 226-236.

10.  Лурия А.Р. Развитие значений слов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000. – с. 195-199.

11.  Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников // хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000. – с. 223-226.

12. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми старшего дошкольного возраста // Стратегия дошкольного образования в 21 веке. Проблемы и перспективы. – М., 2001. – с. 140-141.

13. Современные образовательные программы дошкольных учреждений.

14.  Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удальцова. – Минск, 1976. – с. 24-52.

15.  Ушакова О.С. Скажи по-другому. – М., 1990.

16.  Швайко Н.П. Игры и игровые задания для развития речи /Под ред. В.В.Гербовой. – М., 1983.

 

Вариант № 2

ТЕМА: Воспитание звуковой культуры речи у детей

Дошкольного возраста

Цель:  Освоить последовательность и особенности освоения ребенком звуковой культуры речи; раскрыть задачи, содержание и методику работы по формированию произносительной стороны речи, развитию фонематического восприятия и речевого слуха.

План теоретической части

1. Понятие звуковой культуры речи.

2. Особенности овладения детьми звукопроизношением.

3. Пути воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.

Практическая часть

Задание № 1:

Подберите из литературы и проанализируйте 3-4 игры по ознакомлению детей со звуковой структурой слова, запишите их по плану.

Название игры Цель Мотив Способы деятельности (методы и приемы) Планируемый результат
         

Задание № 2:

Составьте конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Возрастную группу для составления конспекта студент выбирает самостоятельно.

Конспект занятия:

– тема, возрастная группа;

– цель занятия;

– задачи занятия (обучающие, развивающие, воспитательные)

– планируемый результат;

– пространственно-временной ресурс;

– методическое основание;

– ход.

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей (их действия)
1. Вводно- организационный этап 2. Основной этап 3. Заключительный этап   Указать названия этапа, дать обоснование используемых приемов при формулировании задачи этапа: (например – вызвать интерес, актуализировать знания детей, активизировать детей, подвести итог, дать оценку деятельности детей.) Указать методы, приемы и расписать, используя прямую речь воспитателя. Указать деятельность детей: высказываются, воспринимают, повторяют образец показа, отвечают на вопросы и т.д.

Методические рекомендации

Изучив рекомендованную литературу, отвечая на первый вопрос необходимо раскрыть понятие звуковой культуры речи, показать ее значение для речевого общения ребенка с окружающими, развития его личности. Покажите связь слухового и речедвигательного анализаторов как условие становления звуковой культуры речи.

Отвечая на второй вопрос, раскройте особенности овладения звуковой культуры речи дошкольниками, покажите типичные фонетические возрастные особенности речи детей, причины неправильного произношения звуков.

При раскрытии третьего вопроса, особого внимания требует осознание того, что дошкольный возраст наиболее сензитивный для формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, следует рассмотреть формы работы по воспитанию звуковой культуры речи, этапы обучения правильному произношению, основные приемы. Необходимо показать значение развития фонематического слуха и восприятия, формирование звуковой выразительности речи. В конце каждого вопроса обязательно сделать выводы, оформить ссылки.

Практическая часть:

Задание 1. Анализируя игры необходимо выделить приемы обучения правильному произношению и воспитанию общеречевых навыков, определить мотивы.

Задание 2. При составлении конспекта занятия соблюдать структуру, соответствие требованиям программы детского сада, обязательное обоснование приемов, комплексный подход в решении задач звуковой культуры речи.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – Гл. 6, параграфы: 1-3.

2. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.

3. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000. – с. 344-351.

4. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – с. 302-311.

5. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г.Генинг, Н.А.Герман. – Чебоксары, 1980.

6. Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. / под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984. – с. 48-56.

7. Максаков А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 1986 – № 2-3.

8. Современные образовательные программы дошкольных учреждений.

9. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С.Ушакова. – М., 2002.

10. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удальцова. – Минск, 1976. – с. 24-52.

11.  Ушакова О.С. Скажи по-другому. – М., 1990.

12.  Швайко Н.П. Игры и игровые задания для развития речи. / Под ред. В.В.Гербовой. – М., 1983.

13.  Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2000. – с. 312-318.

Вариант № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: